Страница: 1/3
В субботу мне довелось побывать на выступлении Сакаки Кимиё, которое прошло в рамках фестиваля этно-джаз музыки «Арт Депо» в Центральном Доме Художника на Крымском валу в Москве. Сам фестиваль шёл около недели и согласно программе выступление Сакаки-сан было запланировано на субботу, а в пятницу предполагалась её совместная импровизация с другими исполнителями. Однако импровизация на то и импровизация и в итоге эта часть выступления Сакаки-сан выпала на понедельник. Надеюсь, ничьи планы от этой рокировки сильно не пострадали.
В субботу же концерт прошёл так, как и было запланировано, но неожиданности таки были и неожиданности приятные – состав инструментов во втором отделении пополнился синтезатором и гитарой, но обо всём по порядку.
Сначала был кото. Кото – это традиционный японский музыкальный инструмент, который можно отнести к классу цитр. Традиционный кото имеет 186 см в длину и 48 см в ширину и изготавливается из особого дерева – павлонии, чья древесина мягка до нужной степени и подходит для изготовления кото наилучшим образом. В настоящее время играют на кото, сидя на стуле, так что сам инструмент обзавёлся ножками, а первоначально японцы играли на кото, сидя традиционным образом. Однако, такой способ сидения, наверняка вносит некоторые неудобства в концертную жизнь артистов, так что стулья в этом случае приходятся как нельзя кстати.
На передней доске-деке закрепляются струны, чьё количество может варьироваться от 7 струн и выше. В настоящее время кото с 7-ю струнами используется для сольных выступлений, такой кото в длину достигается 1 м. Для концертных выступлений, как правило, используется более громоздкий вариант музыкального инструмента и число струн варьируется от 13 и выше. Размер самого кото в этом случае располагается между 1,8 и 2,0 м. Сакаки-сан в своём выступлении в Москве использовала сразу два кото: с 13-ю и 17-ю струнами соответственно. Во время концерта Сакаки-сан играла попеременно то на одном, то на другом инструменте, а то и на обоих разом.
Японцы знали инструменты, подобные кото, тысячу лет назад и даже больше - этому есть вполне объективные доказательства, например, глиняные фигурки (III в. н.э.) музыкантов, играющих на кото, а также упоминание о «Говорящем Небесном Кото» в «Кодзики» – своде древних японских мифов. Однако, именно кото пришёл на Острова из Китая в VII веке и, в принципе, является аналогом китайского чжэня. Японцы переняли у своих соседей не только кото, вместе с ним в Японию пришёл целый ряд музыкальных инструментов, которые затем сформировали оркестр гагаку, чья музыка по праву считается одной из самых сложных организованных систем в мире.
Сложность игры на кото заключается в том, что инструмент нужно настраивать заново не просто для каждого выступления, а даже для каждой отдельной пьесы, которых за всю историю существования кото накопилось не так уж и мало. Также свою лепту вносят подвижные колки-«кобылки», которые при транспортировке отделяются от инструмента и едут в своём отдельном «купе». Эту особенность кото щедро используют многие поколения музыкантов, добиваясь нового звучания каждый раз при исполнении того или иного произведения. Сакаки-сан также использовала этот приём, периодически двигая колки на большом кото то туда, то сюда, что приводило к заметному изменению тона струны.
Музыка гагаку была утончённой и изысканной, что так подходило к традициям и нравам императорского двора в эпоху Хэйан, однако после его падения и воцарения диктатуры сёгуната многим придворным музыкантам пришлось искать убежища по всей стране. Такой переворот в жизни творческого человека (точнее даже, творческих людей) не мог остаться незамеченным и стиль игры на кото постепенно из «придворцового» стал более аскетичным и скупым, восполнив, однако, эту потерю большей эмоциональной напряжённостью.
К созданию оригинального репертуара кото приложил руку буддийский всященник Кэндзюн (1547-1636), создав характерные композиции для голоса и кото, которые вкупе назывались куми-ута. Такие композиции исполнялись одним музыкантом, который и пел, и играл на кото, а в настоящее время такая манера исполнения считается традиционной для игры на кото. Особенность таких песен заключается в том, что голос и звуки кото существуют как бы отдельно друг от друга: исполняемая на кото композиция является своего рода основой для вокальной партии, которая могла меняться от школы к школе, от концерта к концерту и не была столь жёстко закреплена.
Каждая песня куми-ута не имеет какого-либо жёсткого сюжета, а вращается вокруг какой-либо тематики, причём каждая песня (особенно наиболее ранние образцы этого жанра) состоит из одинакового количества тактов и заканчивается определённым мотивом. Стиль игры Кэндзюна получил название цукуси-гото - так называлась провинция, в которой когда-то жил монах.