Имя и личность Тосюсай Сяраку овеяны тайной, несмотря на то, что большинство биографий известных мастеров укиё-э полны фактов и цифр.
В данном случае, несмотря на всемирную известность Тосюсай Сяраку, ни дата рождения, ни дата смерти мастера неизвестны. Он появился на японской художественной сцене в мае 1794 года, создал около 150 ксилогравюр и исчез где-то в феврале 1795 года. В течение столь непродолжительного времени стиль художника менялся и его можно разделить на три стадии: изображение только головы, как изображали актёров и другие мастера, затем он стал изображать фигуры в полный рост и, наконец, портрет в полный рост на фоне пейзажа.
Даже среди исследователей нет единого мнения в отношении дат и количества выполненных работ. Некоторые утверждают, что Сяраку творил и позже указанного времени, и идентифицируют его с другими авторами, подробно освещая историю его жизни и творчества в этом контексте. Исследователи, за недостатком данных, хватаются за соломинку, чтобы найти любую связь между теми кто жил и творил в обозначенные времена.
Есть несколько версий "загадки Сяраку".
Одно из объяснений личности Сяраку, что якобы это был поэт хайку. Вероятно, и был такой поэт, и творил он под именем Сяраку в обозначенный период времени, но больше нет никаких логических выводов.
'Ukiyo-e Ruiko" - старинный, переживший свою славу текст Оты Нампо рассказывает,
что Сяраку - это другой художник, который работал под именем Сяраку. Портреты
актёров театра Кабуки - основная тема гравюр - слишком реалистичны, подчас преувеличены в своих эмоциях, иногда и карикатурны. Это и вызвало враждебность в мире искусства Эдо. Его стиль не соответствовал общепринятым идеям, его гравюры не были востребованы, мода диктовала рисовать своих любимцев более идеализировано. Называют имена и Утамаро, и Хокусая. Про Утамаро говорили, что якобы он не добился успеха как актёр и это его своеобразная месть. Объяснения в отношении Хокусая вытекают в связи с его исчезновением с художественной сцены в период между 1792 и 1796 годами и появлением Сяраку. Но и эта теория имеет мало доказательств.
Ещё одна популярная версия утверждает, что Сяраку - это фантом, проект начатый группой художников, чтобы поддержать искусство укиё-э. Исходя из этого, имя Сяраку выбрано неслучайно. Sharakusai означает "бессмыслица" и это своеобразная шутка художников, которые в реальности знали, что нет никакого Сяраку. Этим могут быть объяснены разные стилистические методы.
Очень оригинальная теория говорит о том, что в действительности Сяраку был актёром театра Но, его реальное имя Сайто Дзюробей (Saito Jurodei), жил он в районе Хаттёбори (Hatchobori) в Эдо. Покровительствовал ему дайме Ава. И все бы хорошо и обосновано, но известный актёр с таким именем жил через семьдесят пять лет после того, как были изданы гравюры.
Среди претендентов на имя Сяраку называют и издателя выше упомянутого Утамаро,
Тацуту Сясюкина (Tatsuta Shashukin).
Загадка мастера по-прежнему остается неразгаданной. Но тот, кто создал такие выдающиеся портреты по праву может считаться гением. Его ставят в один ряд с Рембрандтом и Веласкесом. В Японии мастер был забыт из-за чрезмерно новаторского творчества. Лишь в конце XIX века его открыли западные искусствоведы. Его гравюры крайне редки, они являются большой удачей для коллекционеров, а на аукционах стоимость их имеет шестизначные цифры.
Работы Сяраку разбросаны по музеям всего мира: они есть и в Британском музее, и в Художественном музее Чикаго, и в Метрополитен -музее в Нью-Йорке. Сравнительно мало работ Сяраку в самой Японии. 27 портретов , изображающих бюсты актёров, находятся в Токийском национальном музее и оцениваются как культурное национальное достояние.
Работы мастера можно посмотреть здесь: «Работы Тосюсай Сяраку».