Фудзивара-но Митинага (Fujiwara no Michinaga, 藤原 道長; годы жизни: 966 – 3-е января 1028 гг.; по японскому календарю: 万寿4年12月4日) – аристократ, японский государственный деятель и регент.
Страница: 1/2
В начале XI в. Митинага фактически стал правителем Японии, это видно из того факта, что он являлся отцом четырёх императриц (пусть и не правивших в полном смысле этого слова), дядей двух императоров и дедом ещё трёх. Он был одним из сыновей Фудзивара-но Канэиэ (Fujiwara no Kaneie) и его жены Токихимэ (Tokihime), дочери Фудзивара-но Накамаса (Fujiwara no Nakamasa). Двое его единокровных братьев были регентами, а две сестры – императрицами, однако, поскольку Митинага был младшим сыном в семье, то при дворе не играл значительной роли до тех пор, пока не скончались оба его брата.
Свою придворную карьеру он начал в возрасте 15 лет, а в 995 г. во время правления императора Итидзё (Ichijō) его старшие братья Мититака (Michitaka) и Митиканэ (Michikane) скончались от болезни. Митинага сражался за политическое превосходство с Фудзивара-но Корэтика (Fujiwara no Korechika), своим племянником и старшим сыном Мититаки. С помощью поддержки Сэнси (Senshi) – единокровной сестры Митинаги и матери правящего императора Итидзё – Митинаге удалось заполучить власть, а также поддержку большинства придворных.
Митинага получил пост секретаря императора («найран», «nairan») и левого министра («садайдзин», «sadaizin»), в связи с чем смог знакомиться со всеми документами, поступающими для рассмотрения императором. Хотя Митинага официально никогда не был канцлером («кампаку»), тем не менее, он стал одной из наиболее могущественных фигур при императорском дворе.
Хотя у Итидзё уже была императрица, дочь Мититаки, Митинага заявил, что два титула императрицы («тюгу» и «кого»), в принципе, являются независимыми, поэтому наличие при одном императоре сразу двух императриц будет совершенно законным явлением. В качестве второй императрицы Митинага наметил свою дочь Сёси (Shoshi).
Первоначально супруга императора называлась «кого», а словом «тюгу» обозначали сразу трёх императриц: императрицу-супругу, императрицу-мать правящего императора и императрицу-мать прежнего императора. В результате махинаций Митинаги в 1000 г. Сёси получила новый титул «тюгу», а Тэйси сохранила за собой титул «кого» и покинула дворец. После этих событий супругу правящего императора стали называть «тюгу», супругу отрекшегося – «кого». Мать правящего императора звалась «котайго», а мать предыдущего императора – «тайкотайго».
Позднее, в 1006 г. Митинага предложил Мурасаки-сикибу (Murasaki Shikibu) стать придворной дамой и наставницей императрицы Сёси.
Борьба за власть между Корэтикой и Митинагой продолжалась вплоть до неожиданной смерти Тэйси в конце 1000 г., в результате которой всю полноту власти получил Митинага, хотя и по-прежнему официально регентом не являлся. У Сёси было два сына, которые в свой срок взошли на престол под именами Го-Итидзё (Go-Ichijō) и Го-Судзаку (Go-Suzaku). Дочери Митинаги – Кэнси (Kenshi) и Иси (Ishi) – повторили судьбу Сёси, чем обеспечили дальнейшую власть Митинаги над двором.
После того, как император Итидзё отрёкся от престола по причине болезни, на трон взошёл император Сандзё (Sanjō). Матерью Сандзё была ещё одна сестра Митинаги, однако она умерла, когда её сын был совсем ещё ребёнком. Сандзё начал править уже в довольно зрелом возрасте – около 30 лет, – поэтому у него уже сложились свои собственные политические взгляды и он пытался отстаивать своё мнение, которое часто не совпадало с мнением Митинаги.
Митинага начал давить на Сандзё и в итоге вынудил его отречься в 1016 г.: Сандзё отрёкся при условии, что наследником Го-Итидзё, малолетнего сына Сёси, должен был стать его, Сандзё, старший сын, однако благодаря своей политической власти и влиянию Митинага вынудил наследного принца отречься по собственной воле в пользу другого сына Сёси (того самого, который впоследствии взошёл на престол под именем Го-Судзаку).
Таким исходом Митинага был доволен и выдал одну из своих дочерей (Канси) за сына Сандзё, чтобы тот не стал препятствием в будущем. При Го-Итидзё с 1016 по 1017 гг. Митинага занимал пост регента («сэссё», «sesshō»), который впоследствии передал своему сыну Ёримити (Yorimichi), находившимся под полным его контролем. Слово Митинаги было законом даже после того, как он покинул государственную службу в 1019 г.
В народе Митинага был известен как «Мидо кампаку» («Mido Kampaku»), что подразумевало, что он узурпировал власть как кампаку, но при этом официально им не числился.
Вскоре после этого императоры стали отрекаться в пользу своих малолетних сыновей и удалялись в монастыри, откуда продолжали править государством «из келий». Эта тактика, как выяснилось, позволила императорам пошатнуть могущество клана Фудзивара, но только для того, чтобы постепенно власть от аристократии стала смещаться в сторону самурайского сословия.