Страница: 1/2
Во время битвы при Бунго к господину Таканобу из вражеского
лагеря прибыл посланник и привез с собой сакэ и еду. Таканобу
пожелал отведать приношений, но приближенные остановили
его, сказав:
- Дары из вражеского лагеря могут быть отравлены. Генерал
не должен прикасаться к ним.
- Даже если они отравлены, разве это имеет значение? Зовите
сюда посланника! - воскликнул Таканобу.
Он открыл бочку с сакэ прямо перед посланником, выпил
три больших чаши сам и дал одну посланнику. Затем Таканобу
ответил на его вопросы и отправил его обратно во вражеский
лагерь.
* * *
Такаги Акифуса выступил против клана Рюдзодзи, а затем
попросил защиты у Маэда Иё, который приютил его. Акифуса
был воином безупречной доблести и известным мастером меча.
Ему прислуживали Ингадзаэмон и Фудодзаэмон. Они были сами
под стать Акифуса и не покидали его ни днем, ни ночью.
Случилось так, что господин Таканобу послал Иэсада убить
Акифуса. И вот однажды, когда Акифуса сидел на веранде,
а Ингадзаэмон мыл ему ноги, Иэсада подскочил к Акифуса
сзади и отрубил ему голову. Не успела его голова упасть,
Акифуса выхватил свой короткий меч и повернулся, чтобы
нанести ответный удар, но при этом случайно отрубил голову
Ингадзаэмону. Обе головы вместе упали в таз для мытья
ног. Затем голова Акифуса поднялась среди собравшихся.
Это произошло потому, что Акифуса владел какими-то магическими
знаниями.
* * *
Священник Таннэн любил говорить в своих проповедях:
"Монах не может достичь совершенства на буддийском Пути,
если он не проявляет сострадание вовне и не развивает
смелость внутри. Воин не может быть слугой, если он не
проявляет смелость вовне и не таит в сердце столько сострадания,
что оно готово разорвать грудь. Поэтому монах должен учиться
смелости у воина, а воин - состраданию у монаха.
Я много лет странствовал и встречал много мудрых людей,
но никогда не находил средства достижения знания. Поэтому
всякий раз, когда я узнавал о смелом человеке, я отправлялся
к нему, с какими бы трудностями ни было сопряжено путешествие.
Я ясно понял, что предания о Пути Самурая помогают постигать
буддизм. Воин, к примеру, может с оружием в руках ворваться
во вражеский лагерь и сделать это оружие своей силой.
Может ли монах с четками в руках броситься под копья и
мечи, вооружившись лишь своим смирением и состраданием?
Если у него нет смелости, он не сдвинется с места. Это
подтверждается еще и тем, что священник, раздающий благовония
на великой службе в честь Будды, дрожит от страха. А все
потому, что у него нет смелости.
Такие вещи, как возвращение человека с того света или
спасение из ада всех живых существ, возможны только тогда,
когда есть смелость. Но монахи наших дней заботятся лишь
о том, чтобы быть благочестивыми, и поэтому среди них
нет тех, кто прошел по Пути до конца. Более того, среди
воинов есть тщедушные люди, которые прикрываются буддизмом.
Здесь есть о чем сожалеть. Тот, кто учит буддизму молодых
самураев, совершает великую ошибку. Дело в том, что после
этого они будут видеть вещи двояко. Но человек, который
не направляет свои усилия в одном направлении, ничего
не достигает. Буддизм под стать изучать старикам, которые
ушли в отставку. Но если воин может двадцать четыре часа
в день без устали нести на одном плече преданность и чувство
долга, а на другом - смелость и сострадание, он будет
самураем.
В своих утренних и вечерних молитвах и в течение дня он
должен повторять имя своего господина. Для него оно ничем
не отличается от имени Будды и от священных слов. Более
того, таким образом он будет в гармонии с божествами,
которые покровительствуют его семье. От этого зависит
судьба человека. Сострадание напоминает мать, которая
питает свою судьбу. Прошлое и настоящее дает нам много
примеров бесславной смерти выдающихся воинов, которые
были смелыми, но не имели сострадания".
* * *
Однажды в разговоре с господином Набэсима Наохиро слуга
сказал:
- Здесь нет людей, на которых хозяин мог бы полностью
положиться. Хотя я ничтожный человек, я один готов отдать
за вас свою жизнь.
Говорят, что, услышав эти слова, господин Наохиро разгневался
и воскликнул:
- Среди наших слуг нет ни одного человека, который дорожил
бы своей жизнью! Все они слишком высокомерны! - И он ударил
бы слугу, если бы присутствовавшие не уволокли его.