Страница: 1/8
Однажды слуга Такэда Сингэна затеял ссору с посторонним
человеком, свалил его на землю и бил его ногами, пока
не подоспели друзья и не разняли их. Старейшины посоветовались
и решили:
- Человек, который бил другого ногами, должен быть наказан.
Услышав это, Сингэн молвил:
- Поединок не может оставаться незаконченным: От того,
кто забывает Путь Самурая и не пускает в ход свой меч,
отворачиваются все божества и будды. В назидание другим,
оба человека должны быть казнены.
Люди, разнимавшие дерущихся, были сосланы.
* * *
В трактате Юя Сёсэцу о воинской доблести, который озаглавлен
"Путь Трех Начал" [1], есть
изречение о природе кармы. В этом изречении говорится,
что Юй Сёсэцу получил устное наставление о восемнадцати
принципах Великой Смелости и Малой Смелости. Он никогда
не записывал эти принципы и не пытался их запомнить, а
сразу же забыл их все. Затем, оказавшись в реальном бою,
он действовал по наитию, и тогда все изученное им стало
его собственной мудростью. Вот что такое природа кармы.
* * *
Если, столкнувшись с неприятностями, человек смажет мочку
уха слюной и глубоко выдохнет через нос, он легко справится
с ними. Это средство следует держать втайне от других.
Более того, если человеку в голову прилила кровь и он
смажет слюной верхнюю часть уха, скоро к нему вернется
спокойное расположение духа.
* * *
Цзы Чань был при смерти, когда кто-то спросил у него,
как управлять страной. Он ответил: "Нет ничего достойнее,
нежели управлять страной великодушно. Однако, быть великодушным,
управляя страной, очень трудно. Если действовать нерешительно,
вскоре даст о себе знать попустительство. Поскольку управлять
страной великодушно очень трудно, лучше управлять ею строго.
Быть строгим в управлении страной означает быть взыскательным
до того, как произошли нежелательные события. Однако тот,
кто проявляет строгость после того, как зло заявило о
себе, все равно что выставляет ловушку. Много ли найдется
людей, которые будут неосторожны с огнем после того, как
один раз обожглись? Среди тех, кто недооценивают опасность
воды, многие ли тонули?"
Некто молвил:
- Я знаю форму Разума и форму Женщины.
Когда его спросили, каковы эти формы, он ответил:
- Разум имеет четыре угла и не будет двигаться даже в
случае смертельной опасности. Женщина же кругла. О ней
можно сказать также, что она не ведает различия между
добром и злом, между хорошим и плохим, и может закатиться
куда угодно.
* * *
Основное правило поведения предписывает быть быстрым в
начале и в конце, но не торопиться в середине. Митани
Тадзаэмон, услышав об этом, заметил: "Такими же качествами
должен обладать кайсяку".
* * *
Фукаэ Ангэн препроводил своего знакомого к священнику
Тэссю из Осаки и, оставшись наедине со священником, сказал
ему:
- Мой знакомый желает изучать буддизм и надеется получить
ваши наставления. Этот человек исполнен великой решимости.
Вскоре после этого священник сказал:
- Я знаю человека, который причиняет вред другим. Это
Ангэн. Он расхваливал мне достоинства своего знакомого.
Однако в чем его достоинства? Глаза Тэссю не находят в
нем ничего особенного. Нам не подобает легкомысленно превозносить
других. Ведь тот, кого мы похвалили, будь он умным или
глупым, становится надменным. Хвалить означает причинять
вред.