Наверняка каждый современный телезритель знаком с японской анимацией благодоря бесконечным приключениям Сейлормун и воинов в матросках, Кенди или же Покемонам. Не солгу, сказав, что многим искусство аниме (а именно так называется современная японская анимация) не по душе. Что ж. Это дело вкуса. Да и те фильмы, которые нам показывают, бывают не лучшего качества и не первой свежести.
У многих, возможно, появляются вопросы, к примеру: почему у героев аниме такие большие глаза, а у героинь – столь длинные ноги? Почему это японцы так странно рисуют? Прежде всего, необходимо смириться с данным видом искусства. Искусства неповторимого (ведь у каждой аниме-студии свой собственный стиль: например, творчество Hayao Miyazaki (Принцесса Мононоке) и Naoko Takeuchi (Сейлормун): стили совершено не похожи, и, тем не менее, все это аниме!) и неустанно развивающего, а не деградирующего, как некоторые западные творения. Уместным станет вопрос о том, с чего же началась и развивалась столь оригинальная анимация страны по имени Нихон, ставшая, равно как и синто, неотъемлемой частью японской культуры.
А началось все с манги – это что-то наподобие комиксов, но намного серьезнее. Первые манга появились в Японии еще в 1815 году. Их создатель, художник Хакусайи, назвал так свои сатирические рисунки. Но истинным отцом манги можно назвать Osamu Tezuka (1928 – 1989). Он создал около 500 историй, некоторые насчитывали десятки томов по 250-300 страниц в каждом! Всего же на его счету не менее 150000 страниц манги! Стоит заметить, что господин Тезука сумел угодить как и романтичному подрастающему поколению, так и взрослому читателю, добавив в свою мангу немало элементов хентая (проще говоря: ну очень откровенный рисунки для взрослых).
Но как же выглядит манга? Скажу лишь о том, что смогла найти в Интернете: это книжица небольшая по размеру, но довольно объемная (более 200 страниц!) с черно-белыми картинками комикса. Из-за больших объемов и солидных тиражей мангу делают черно-белой. Да и на раскрашивание одного такого томика нужно много времени, а богатенький читатель ждать не любит. Вот и все дела.
Очень многая манга (включая и хентай) была экранизирована, то есть стала аниме. Так, например, анимационная постановка манги «Акира» (занимающего 2000 страниц!) художника Katsuhiro Otomo в 1988 году открыла Западу японское искусство.
Теперь расскажу немного про аниме. Мир аниме огромен – каждый год в Японии выходит несколько десятков новых мультфильмов. Аниме бывает различным. В Японии рисуют веселые мультики для детей и романтические истории, фантастические приключения и боевики, исторические драмы и даже ужасы! Но всегда главным героем остается человек. Его чувства, его отношения с окружающим миром и с самим собой. Обычно аниме рисуется в виде длинных сериалов (таких как «Сейлормун», в котором было пять сезонов), которые потом показывают по телевизору. А еще бывают специальные сборники из нескольких серий, которые можно найти только на кассетах или дисках. Лучшие сюжеты ложатся в основу больших аниме-фильмов, таких как «Унесенные призраками».
Одной из основных отличительных черт манги и аниме является развитый язык графических символов, благодоря которому при малом количестве штрихов можно передать эмоции или выразить характер персонажа. Просто, но как гениально! Даже по цвету волос можно многое узнать о персонаже: красный, рыжий может означать вспыльчивость; белый, голубой спокойствие; черный, зеленый что-то среднее. Размер глаз и степень их блеска говорят о молодости и открытости героя этому миру, о его настроении и чувствах. В аниме и манге глаза у персонажа – действительно зеркало его души, в отличие от диснеевских, где что у Тарзана, что у львенка Симбы глаза рисованы как под копирку.
Японцы придают огромное значение звукам в аниме. Существуют профессиональные актеры, которые озвучивают героев. Они называются «сэйю». Некоторые из них становятся так же популярны, как и персонаж, говорящий их голосом.
Создатели аниме сразу думают над тем, кто будет смотреть этот мультфильм. Бывает аниме для девочек, так называемое «сёдзё-аниме». В нем гораздо больше любви и романтики, а стиль рисунков особенно мягкий и нежный. Напротив, «сёнен-аниме» делают для парней. В нем больше драк, перестрелок, крутых машин и мотоциклов, а героями владеют страх и отвага, предательство и дружба.
Сюжеты многой манги впоследствии легли в основу компьютерных игр, таких как Pokemon, Final Fantasy и многих других, о которых мне известно меньше. Хорошо, что мы вообще имеем представление об этом искусстве из Японии, которое стало неотъемлемой частью истинных отаку (поклонников аниме) во всем мире. Я надеюсь, что мой рассказ поможет кому-то понять современную японскую анимацию, а кому-то и полюбить ее, сделав прекрасной частью своей жизни.