Страница: 1/4
Кухни находят при раскопках самых древних культур, возраст которых начитывает более пяти тысяч лет, посетите любой исторический музей и Вы почти наверняка увидите там картины или сцены, так или иначе связанные с приготовлением пищи. В древности пищу готовили на берегу реки или озера: воду пили, делали на её основе похлёбки и чаи, а после еды водой мыли посуду и тушили костёр. Воздух мы воспринимаем как нечто само собой разумеющееся – без него ничто живое не может существовать, необходим воздух и для поддержания процесса горения, т.е. костёр для приготовления той же пищи в вакууме развести невозможно. Земля является источником всех живых вещей и растений, а непосредственно на кухне элемент Земли проявляется в кухонной утвари. Таким образом, можно утверждать, что любому повару для работы необходимы все пять элементов: Земля, Воздух, Огонь, Вода и Металл.
В китайской культуре выражение «мы есть то, что мы едим» давно признано за истину. Не верите? Убедитесь сами: когда нам грустно, то скорее всего захочется съесть что-то сладкое, либо вообще отказаться от пищи. Когда мы продрогнем зимой, то тарелка горячего супа будет лучшим, что мы можем себе представить. Если на улице идёт дождь, то спрос на мороженое значительно снизится. Мы употребляем пищу каждый день и часто не задумываемся о том, что же мы едим, а ведь еда бывает как вредная, так и полезная – эту нехитрую истину знают, наверное, все, но учитывая бешеный темп современной жизни, мало кто об этом задумывается и просто отмахивается: «Потом наверстаю». А никаких «потом» не будет.
Наиболее раннее среди известных упоминаний о еде как о лекарстве встречается в старейшем трактате мировой медицины — «Классике Внутренней Медицины Желтого Императора» (Хуан-ди ней цзин), датируемом XVIII веком до н.э. Он написан в форме диалога между императором Хуан-ди и императорским врачом Ци Во. Император спрашивает своего врача о происхождении болезней: «Все подвержено влиянию четырех времен года и взаимодействию инь и ян. Можно ли понять природу этого влияния?»
«Превосходный вопрос!» — отвечает врач. Затем он подробно описывает пять естественных свойств: холод, тепло, сухость, влажность и ветер. Каждое из этих свойств, по его словам, оказывает специфическое воздействие на внутренние органы, и каждое связано с особым запахом. Так, сухость влияет на легкие и связана с пряными запахами; ветер влияет на печень и связан с кислыми запахами; холод влияет на почки и связан с солёными запахами; тепло влияет на сердце и связано с горькими запахами, а влажность влияет на желудок и связана со сладкими запахами.
Далее Ци Во объясняет императору: «Если в пище избыток соли, пульс становится более жестким, глаза слезятся, а лицо становится одутловатым. Если пища слишком горькая, кожа стареет, а на теле выпадают волосы. Если пища слишком пряная, мышцы становятся узловатыми, а ногти на руках и ногах начинают разрушаться. Если пища слишком кислая, плоть твердеет и появляются морщины. Если пища слишком сладкая, кости начинают ныть и человек быстро лысеет».
Затем Ци Во рассказывает о взаимодействии различных запахов и о том, как одни запахи используются для того, чтобы уравновешивать другие. К примеру, он говорит: «Кислые запахи неблагоприятны для мышц, но пряные запахи успешно противодействуют им». По его словам, горькие запахи укрепляют сердце, которое, в свою очередь, разгоняет кровь и стимулирует печень.
Из этих истинно восточных и во многом чисто символических наблюдений о свойствах и воздействиях продуктов выросло китайское искусство сочетания различных продуктов и приготовления пищи, согласно которому каждое блюдо оказывает терапевтический эффект, уравновешивающий воздействие времени года, погодных условий и даже нашего эмоционального состояния.