Название:
Neon Genesis Evangelion
Евангелион нового поколения
Производство: GAINAX, Япония
Трансляция с 04.10.1995 по 27.03.1996
Режиссёр и сценарист: Анно Хидеаки
Прошу, не читайте эту статью, если вам не нравится “Евангелион”, будет скучно, поверьте автору на слово, а если всё-таки прочитаете, не забудьте, пожалуйста, предостеречь других единомышленников, дабы они уберегли себя от её возможного деструктивного воздействия.
Анимация, как и кино, - режиссёрское искусство. Именно режиссёр тщательно подбирает людей, с которыми будет работать. Его мастерство проявляется в том, насколько хорошо он сможет передать своё видение произведения непосредственно команде, всем кто трудится над необходимым аудио и видео материалом картины. Без чёткого внутреннего представления всех элементов нельзя вложить глубокое содержание, создать живых, убедительных персонажей, затягивающую атмосферу. Основываясь именно на внутреннем представлении, хороший режиссёр будет неоднократно обдумывать каждую фразу, требовать от художников перерисовать сцены снова и снова, заставлять актёров десятки раз записывать один и тот же диалог, дабы добиться наиболее верной реализации образа. В таком деле случайностей не бывает. За любым значительным проектом кроется огромная и кропотливая работа.
Анно Хидеаки, автор “Евангелиона”, четыре года находился в глубочайшем душевном кризисе и был близок к самоубийству, начав проект ещё в 1993 году, режиссёр по собственному признанию попытался вложить в него всего себя, сломавшегося человека, бежавшего от проблем, но так и не умершего. Он стремился преодолеть собственный кризис, измениться, с помощью самовыражения найти силы жить дальше. “Евангелион” это исповедь души, некий итог, который Анно подводит, оглядываясь на свою жизнь.
Для работы над сериалом режиссёр собрал первоклассную команду, привлёк наиболее профессиональных людей в своих областях, тем самым обеспечив надёжную основу будущему проекту.
Чтобы хоть отчасти оценить какая колоссальная задача стояла перед авторами следует помнить, что “Евангелион” не имеет никаких первоисточников. Создать целый мир с чистого листа очень трудно, а сделать его при этом ещё и правдоподобным, притягательным, трудно вдвойне.
2015год…
“Мир, где 15 лет назад погибло более половины человечества
Мир, в котором чудом были восстановлены экономика, производство, сообщение, добыча ископаемых; и даже полки магазинов снова стали полными.
Мир, в котором люди уже привыкли к воскрешению, но все еще чувствуют приближение неизбежного конца мира.
Мир, в котором мало детей.
Мир, где настоящий Токио разрушен и забыт, а столица Японии перенесена в Нагано. Затем они оставили Токио-2 в качестве приманки и построили третью столицу, Токио-3, и пытались защитить ее.
Мир, в котором неизвестные враги, называемые Ангелами, приходят разрушать города.
Мир, пропитанный пессимизмом
Мир, в котором эта история начинается лишь после исчезновения последних капелек оптимизма.
И в этом мире 14-летний мальчик избегает людей.
Он пытается жить в собственном закрытом мире, и такое поведение обрекает его - он отказывается от попыток понять себя.
Трусливый подросток, который чувствует себя брошенным своим отцом и убежден в своей ненужности так сильно, что даже не может совершить самоубийство.
Здесь же и 29-летняя женщина, которая живет так легкомысленно и в то же время едва позволяет себе соприкасаться с другими людьми.
Она защищается поверхностным общением, и всякий раз убегает от близости.
Оба они больше всего боятся пораниться.
Оба они не подходят для того, что люди называют героизмом.
Но, в любом случае, они - герои этой истории.
Они говорят: "Жить" - значит "меняться".
Так режиссёр пишет о вселенной сериала в своём дневнике.
События в мире NGE, да и вся происходящая ситуация весьма и весьма запутаны. Хотя автор и оставляет множество ниточек, с помощью которых можно распутать большую часть многогранного сюжета, в сериале много недосказанности. Однако, именно благодаря недосказанности, смотрящий становится как бы соавтором. Умный зритель сможет сам достроить недостающие детали, интерпретировать непонятные явления, и это добавляет особую притягательность. Ведь правдоподобный мир, позволяющий сделать сотни различных продуманных трактовок и который каждый может достроить на свой лад, будет наиболее интересен, так как дает простор для ума и фантазии.
Поскольку мир нужно показать зрителю, сделать его реальным, осязаемым, огромное внимание уделено, декорациям в которых разворачивается действие. Окружающая обстановка, будь то город, картины природы, или интерьеры помещений нарисованы с огромной скрупулёзностью, тщательным вниманием к деталям. Туман в горах, горы покрытые лесами, закат над Токио-3, обломки зданий, торчащие из воды, различные диаграммы, карты местности, громадные технические комплексы “Nerv”. Всё это замечательно формирует образ окружающего мира. А как здорово нарисованы небеса! Есть в них что-то притягательное, завораживающее…
Мастерство дизайнеров и художников, проявляется не только в создании декораций. Руки матери, тянущиеся к ребёнку, мальчик, плачущий на перроне, набросанная штрихами фотография Кадзи, Рицко и Мисато, мягкий рассеянный свет в больничной палате, создающий ощущение покоя и умиротворения... Иногда всего один кадр способен передать какой-то сложный образ, вызвать целый ряд ассоциаций.
Вообще “Евангелион” очень силён своим видеорядом, он относится к тем произведениям, в которых ключевое воздействуют идёт именно через зрительные образы, хотя остальные его стороны также остаются весьма значимыми.
Музыка здесь является важнейшим инструментом для создания атмосферы. Она на удивление профессиональна с композиторской точки зрения, обычно для анимации пишут несколько попроще. Если считать все версии и изначальные рабочие варианты саундтреков, то их набёрется несколько сотен, и хотя в сериале осталось не более 30-40 штук, такое количество свидетельствует о придании большой значимости режиссёром музыкальному фону. Среди используемых композиций промелькнули и шедевры классической музыки, это “Аллилуйя” Генделя, финал девятой симфонии Бетховена и “Ария” D-dur И.С.Баха. Несколько рискованная задумка, ведь музыка другой эпохи со столь сложным содержанием во многих фильмах и анимационных работах просто не вписывается, но в NGE она использована удачно и в целом подходит действию.
Главный же восторг вызывает то, как проработаны персонажи. Внешний вид наглядно отражает их внутренний мир. Благодаря мимике, анимации, а особенно взглядам и голосам сейю, создаются яркие запоминающиеся образы, похожие на настоящих людей.
Загадочная, задумчивая Рей, живая, активная Аска, замкнутый, нерешительный Синдзи и все кто, населяют мир “Евангелиона”, заставляют нас злиться, смеяться, ненавидеть и сопереживать. Те вопросы, которыми задаются герои, их чувства, во многом являются отражением внутреннего мира самого режиссёра, который на протяжении 24-х серий подводит нас к самому главному, к окончанию и по совместительству кульминации, получившей два столь различных воплощения - удивительно тонкая первоначальная концовка и необыкновенно красивый, трагичный “End of Evangelion”. Они являются самой важной частью всей истории, разными способами раскрывая нам глаза на то, что же в самом деле хотел сказать автор.
На мой взгляд, наиболее изящно выполнены именно оригинальные 25-26 серии. Это наглядный пример того как с помощью минимальных выразительных средств можно вложить глубокое содержание. Да, по сравнению с предыдущими эпизодами они намного сложнее для восприятия, именно поэтому так часто приходится слышать нелестные отзывы в их адрес, ведь отрицание самая распространённая человеческая реакция при встрече с непонятным. Это тоже своего рода бегство. А разобраться-то в последних сериях действительно стоит, ведь там говориться о всех тех проблемах, вопросах на которых и построено огромное здание “Евангелиона”. Для чего я живу?... Для кого я живу?... Непонимание. Боль. Страх. Одиночество. Бегство от реальности. Человек всегда одинок, и от одиночества он не может полностью избавиться, но он может забыть о нем. И в этом человек находит силы жить. Несмотря на то, что мы уникальны сами по себе, в душе каждого из нас есть некая пустота, несовершенство. Мы стремимся избежать этой пустоты и боимся ее, поэтому мы не можем жить, когда вокруг нет других людей, поэтому мы хотим любви, духовного и физического присутствия окружающих. Нашу личность создает сознание, взаимодействуя с окружающим миром. Человек становится собой благодаря отношениям, общению, связям с другими людьми. Нельзя осознать себя без их помощи, нельзя стать счастливым не обретя значимость для других. Поэтому чувство собственной значимости так важно? Наверное… Сближаясь с людьми мы раним друг друга. Боль. Страх. Ненависть… От них проще убегать чем найти в себе силы и мужество для преодоления. Когда умирают близкие, ломаются дружба, любовь, отношения с родителями, детьми, мы осознанно или нет пытаемся убежать от этой реальности, погружаюсь в работу, или просто создавая вокруг себя узкий мирок, отгораживаясь от остальных людей. Но ведь в конечном счете бегство тоже причиняет боль, делает нашу жизнь печальнее и несчастнее.
О наиболее важном и значимом в “Евангелионе” замечательно написал Saymoor, его строки в чуть-чуть отредактированном варианте я привожу здесь:
Не трусь, тот, у кого вопросов пуд,
Поклонники найдут ответы,
Они на форумах зажгут
Путеводительные светы!
И ты поймёшь, что не о Боге
Тебе поведал, сей рассказ,
И не о том, как в металлическом чертоге
Лилит терпела свой наказ.
Что не о битвах, не о славе
И не о силе сверхмашин был он.
Ведь не о том, как мир спасали
Shinseiki Evangelion.
Тогда о чём?
Он о борьбе с самим собой,
О духе том, что помогал всегда и впредь
Не только трудности –
СЕБЯ преодолеть!
И не об ангельских атаках,
Не о религии догматах,
О ЛЮДЯХ повествует он!
О ЛЮДЯХ Евангелион!
И о банальных человеческих истинах, которые так просты, что большинство не хочет даже задуматься о них, чтобы понять хоть что-то. И пусть “Евангелион” станет для вас ещё одним шагом на пути постижения простых человеческих истин, окружающего мира и себя, как его неотъемлемой части. Спасибо, что набрались терпения и прочитали всё до конца. Удачи!
|big|