("Хауру-но угоку сиро", английское название "Howl`s Moving Castle". По одноименному роману Дианы Уинн Джонс. Режиссер Хаяо Миядзаки. Студия "Джибли", 2004)
Бродячий замок Хаула
О чем этот фильм? Я ответил бы так – о войне, волшебстве и любви.
Миядзаки переносит нас в вымышленный мир, неуловимо напоминающий наш. По крайней мере война, ведущаяся в нем такая же бессмысленная и неотличимая от тех, что происходят в нашем.
«Это враги или наши? Все они одинаковые».
Отличить обе противоборствующие стороны действительно очень сложно более того в своем «военном азарте» люди уже не отличают не только своих врагов, они не видят даже какие демонические существа ходят буквально перед их носом. И если в войне участвую призраки, то не призрачна или иллюзорна сама война?
«Неужели никто не видит эти чучела?», - спрашивает Софи. И она права. Никто! Даже убийства, бомбардировки и пепел пожарищ здесь однообразен и привычен. Война так пропитала ум и сердца людей, что в краткие передышки между авианалетами они устраивают балы и танцуют на площадях. Интересно, что бы было, если вражеские войска неожиданно вторглись в город? Не пригласили ли бы дамы убийц их детей на очередной медленный танец?
Личность одного из главных героев - Хаула - во многом парадоксальная и отличается от типичного образа миядзаковского героя. Хаул – талантливый, но инфантильный волшебник, запутавшийся в себе. Это очень странный волшебник, словно современный тинэйджер, успевающий посетить за день десяток мероприятий, несколько раз признаться в любви и сменить при этом несколько нарядов, но неуспевающий найти ни минутки, чтобы убраться в своей комнате или постирать носки, запах которых он маскирует сильнейшим дезодорантом. Горы застарелой грязи и немытых тарелок характеризует его не только как очень занятого волшебника, но и как очень ленивого волшебника у которого остается время для того, чтобы покрасить волосы и полежать, но нет времени, чтобы сплести хоть одно самое простенькое заклятие чистоты. «Зачем жить, если ты не красив?», - вопрошает Хаул. Он очень тяжело всегда переживает по пустякам, отчего приходится страдать его окружающим – и даже перепутанная краска для волос ставит под угрозу жизни обитателей бродячего замка.
Но характеристика Хаула только с этой стороны была бы совершенно неправильной. Ведь ночами он перевоплощается в грозную птицу, схлестываясь в небесах с сеющими смерть машинами.
Сердце у Хаула доброе. Но хоть оно и склонно к нелогичным поступкам из-за любви, мы все-таки можем проследит его эволюцию и увидеть его «светлую сторону». Одна из падающих звезд попадает ему прямо в руку и оказывается, что путь к сердцу Хаула лежит через его желудок – он глотает звезду… и через мгновение в его руках оказывается сердце демона Кальцифера. Именно он связан с Хаулом странным заклятием и именно он двигает его замок, но и именно его «горячее сердце» приносит столько неразберихи и уже спустя много лет оказавшись вновь на ладони становится гораздо более тяжелым. «Сердце, оно такое тяжелое», - говорит Хаул, не подозревая, что под спудом накопившихся проблем сердце действительно может стать тяжелее…
И бежать дальше от своих взаимоотношений с действительностью уже некуда и Хаул признается: «Я так долго бегал, но теперь у меня есть кого защищать».
О войне и волшебстве мы уже сказали, теперь поговорим о любви.
Мастер японской анимации, работая над Хаулом объявил, что это его последняя работа (это впрочем никого не удивило, так как два предыдущих шедевра тоже были «последними»). Но именно в образе главной героини и скрывается образ постаревшего Миядзаки, а в ее постепенном омоложении – приход на смену Миядзаки-отцу Миядзаки-сына (Горо Миядзаки). Эти реинкарнации Софи, которых на протяжении фильма можно насчитать до семи (!) происходят по мере сближения Хаула и Софии. И как только они обретают друг друга молодость вновь возвращается…
«Старикам тяжело», - говорит Софи, взбираясь на гору и осознавая, что старое тело очень быстро устает не в силах противостоять наложенным на него чарам. И соревнуясь с Ведьмой Пустоши в скорости, поднимаясь на гигантскую лестницу она… выигрывает! «Не понимаю, откуда у нее столько сил», - кряхтит удивленная ведьма, обливаясь потом. Кстати в этом эпизоде можно усмотреть аналогию с одной библейской притчей, повествующей о том, что с грешником на плечах из ада все же легче вылететь, чем без него…
Как и в большинстве предыдущих работ гения анимации в «Бродячем замке» напрочь отсутствует главный злодей. И даже Ведьма Пустоши под конец фильма хоть и доставляет немало хлопот, но действует на стороне главных героев.
Стоит добавить, что данное аниме снято по произведению Дианы Уинн Джонс, которая высоко оценила эту работу. Для изощренных музыкальных гедонистов – вальс «Карусель жизни» неизменного композитора Джо Хисаиси.
Илья «Whiterabbit» Бутов, «Сакура-Клаб», г. Минск