DEATH NOTE
Тетрадь Смерти [ТВ]
Death Note
DEATH NOTE デスノート
デスノート
Производство: Япония
Жанр: мистерия, драма, фэнтези
Тип: ТВ (37 эпизодов), 25 мин.
Режиссёр: Араки Тэцуро
Снято по манге: Тетрадь Смерти
Автор оригинала: Оба Цугуми
Студия: MADHOUSE
Каждый дециметр кожи скован сомнением,
Каждый островок мира наделен презрением…
Мнительность растет не по годам…
Как же вам живется там?
Город тот позабытый, заброшенный,
Ты гнездо одичалых собак!
Потерявших свое одиночество,
За обломками райских врат.
Мы искали свое назначение,
Забывая остатки себя.
Не познав ещё огорчения,
Мы любили лишь только тебя!
Что за жизнь мы влачили, презренные…
То презренные были дни!
Мы алкали мослы отбеленные!
Отбеленные сном мослы…
Человек - это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком, - канат над пропастью.
Опасно прохождение, опасно быть в пути, опасен взор, обращенный назад, опасны страх и остановка.
В человеке важно то, что он мост, а не цель: в человеке можно любить только то, что он переход и гибель.
Я люблю тех, кто не умеет жить иначе, как чтобы погибнуть, ибо идут они по мосту.
Ф. В. Ницше
1
Все люди, без исключения, когда-нибудь умрут. 2
Кто же он злодей или жертва, этот Ягами Лайт.
Ответ спрятан в глубинах этого Аниме - сериала, но в тот же время, каждый из нас решает сам этот непростой вопрос.
Вселенная Death Note делит людей на черных и белых, добрых и злых, нет и намека на золотую середину, только всепоглощающий юношеский максимализм, который присущ практически всем героям.
Что же это за мистическая феерия, захватившая всех и вся?
Ягами Лайт – ребенок, мальчишка, но все-таки не осознающий себя убийцей, убийца…
Ни в коем случае, я не защищаю тех «деяний», которые он совершил, и не пытаюсь оправдать, я хочу…
предупредить и пожалеть…
Ягами Лайт был очень умным, слово «очень» плохо характеризует его интеллект, Лайт был первым в стране, первым в школе, первым в университете, это может вскружить голову любому, и не только школьнику.
Давайте разберемся – Почему же этот первый не отказался от возможности стать первым среди первых, почему не отверг заповедную тетрадь, как нечто мерзкое, противоестественное человеческой природе.
Почему он оставил её, почему использовал?
Воспитание…
Социальная среда…
Окружение…
Когда тебя все боготворят, можно и потерять голову…
Лайт ребенком был, ребенком и остался.
Да он убивал, но он явно не смахивает на того философа убийцу Мисимы Юкио из одноименного рассказа. Повесить ярлык серийного убийцы очень легко, но снять…
Однозначно, Лайт – не серийный убийца, он ребенок, которому в руки попала желаемая игрушка, эта игрушка изменила его жизнь, но не изменила его самого. Эта игрушка – Death Note.
Родители, которые видели смысл только в хороших отметках их сына, конечно, ведь иначе не сможет поступить в университет, сестра и все остальное окружение, не такое интеллектуально развитое, как наш герой и заставило задать его этот вопрос:
«Кто, если не я? Кто сможет изменить этот погрязший в грехах мир?»
Кто ещё сможет взять на себя ответственность за убийства «черных», помеченных злом, судить может только бог, значит я – Лайт Ягами и есть БОГ НОВОГО МИРА… -
Так он и пришел к этому, так он поверил в свою непобедимость, так пренебрег всем и сел за эту сложную шахматную партию, сделав девизом, девиз Ордена Иезуитов – «Цель оправдывает средства», он сделал это, но эти его деяния не оправдывают его самого.
Новый «БОГ»?! С появлением такого бога ничего не изменилось… Сократилась преступность?! Может и так, но, скорее всего она только затаилась и ждала своего выхода на эту сцену…
Нельзя забывать, что зло – есть составная часть мира и не будь зла, человек не смог бы точно определить «добро», он был бы безразличным ко всему, и это отбросило бы его назад в прошлое, в его развитии.
«Зло» или «Добро» Лайт Ягами? Кто он? Что он?
Ни то и ни другое, он человек, человек может быть и добрым и злым, поступающим в соответствии со своими желаниями, чувствами…
Лайт, он отказался от чувств, но не от желаний, стал бесстрастным игроком, в игре, на кону которой стояли человеческие жизни.
Но все знают, что человеческая жизнь – не есть игрушка, это не шахматная фигура, это нечто большее.
Лайт, который хоть и вырос в сравнительно благополучной семье, все-таки не знал что такое любовь, поэтому и смог отбросить все чувства, поэтому он стал Кирой.
Он не начинал этой партии…
Начало положило совсем другое существо – Шинигами Рюук.
Тот, кто позволил человеку убить стольких, кто, бездействуя наблюдал…
Бог смерти, которому как объясняют - стало скучно, опротивел мир богов, опротивело бессмертие…
и он дал людям тетрадь…
Но истинные ли это причины, на мой взгляд, Рюук проводил эксперимент с человеческим миром, он решил посмотреть, что будет, и по воле ВЕЛИКОГО СЛУЧАЯ тетрадь попала к такому же реформатору, как и Рюук, она попала к Лайто.
Они действительно похожи, им надоел погрязший в пороках мир, им надоело бездействие, поэтому Лайт не выбросил тетрадь, поэтому Рюук не убил «нового бога» сразу.
Он хотел попробовать провести нечто подобное в своем мире, он хотел его изменить, а тетрадь – всего лишь яблоко, но яблоко, которое надкусил и бог смерти.
Никогда и ничего не бери у бога, он дает с тайным умыслом, рано или поздно, он заставит заплатить.
Это аниме можно сравнить с учением Фридриха Вильгельма Ницше о Сверхчеловеке, вы спросите «Почему?»…
Я отвечу, потому что перед нами люди, которые выделялись среди серой массы, люди, которые решили изменить мир. Люди, у которых была цель, люди, которые хотели стать чем-то большим, чем просто обычные обыватели.
«Заратустра отвечал: "Я люблю людей".
"Разве не потому, - сказал святой, - ушел и я в лес и пустыню? Разве не потому, что и я слишком любил людей?
Теперь люблю я Бога: людей не люблю я. Человек для меня слишком несовершенен. Любовь к человеку убила бы меня".
Заратустра отвечал: "Что говорил я о любви! Я несу людям дар".
"Не давай им ничего, - сказал святой. - Лучше сними с них что-нибудь и неси вместе с ними - это будет для них всего лучше, если только это лучше и для тебя!
И если ты хочешь им дать, дай им не больше милостыни и еще заставь их просить ее у тебя!"
"Нет, - отвечал Заратустра, - я не даю милостыни. Для этого я недостаточно беден".»3
То, что предлагал Заратустра и то, что дал человеческому миру шинигами – совершенно разные вещи, Заратустра предложил человеку возможность стать лучше, возможность обрести свободу, возможность осознать смысл своей и чужой жизни, возможность стать лучше и подняться над собой прежним…
Он предложил человеку стать СВЕРХчеловеком, но не богом, потому что бог уже умер, те кто создали, те и убили, этими создателями и убийцами были люди.
Заратустра был человеком, который перешел мост. Люди могут доверять только себе подобным.
Даже получив дар, мы не сможем хранить его вечно, потому что:
Все люди, без исключения, когда-нибудь умрут.
Что Рюук забыл здесь?
Нам не нужны дары смерти, потому что они сеют только смерть, они не приносят желанного обновления! Они разрушают все!
Рюук «действовал» как погибший Бог Ницше, он действовал по совету того святого старца, встретившегося Заратустре, спускающемуся с горы, на которой он жил долгие годы – он забрал все, в том числе и свободу.
Но здесь есть вина и самого человека, который принял этот «дар», сам при этом отдал свою жизнь в руки смерти.
Один грех ведет за собой другой. Один раз убив, Лайт посчитал себя преступником, но он, всю жизнь мечтавший стать полицейским, уже не смог бы судить по людским законам, так как сам был убийцей. Он не смог принять до конца свое преступление для того, чтобы признаться как Родион Раскольников, поэтому он заменил «преступника» на «бога», но…
От перемены мест слагаемых сумма не меняется и количество убитых не уменьшается. А=B, преступник и бог, в нашем случае тождественны.
Боги смеются, играют и смотрят, а слезы льет человек…
Мы не можем свалить всю вину на бога и оправдать Ягами Лайто, холодный расчет и детскую жестокость с которой все главные герои добивались своих целей, не только Лайто, но и защитники «светлой стороны, добра». С какой жестокостью и безразличием Ниа отправлял на верную смерть своих взрослых товарищей, он всего лишь соревновался с Мелло за право стать приемником L, но разве его методы не смахивают на методы Лайто, разве его методы лучше методов Лайто, он такой же… Такой же ребенок…
Жажда мести, слишком обостренный юношеский максимализм, подкрепленный гордыней, эгоизмом и чувством собственной всесильности вкупе с недолюбленностью – именно эти составляющие движет нашими героями…
Может они не совсем виновны?
Каков же будет приговор?
Мы не можем снять с них ответственность за их жестокость, значит они виновны…
Но не только они должны понести наказание, нужно наказать и безразличное общество, взрастившее нежеланных детей!
Мы должны вынести приговор не только им, но и самим себе, мы должны хотя бы попытаться стать лучше.
Лайто говорил, что люди никогда не скажут, что они рады тому, что он делает и в этом он прав…
Но как же бороться с этим?
Уж точно не с помощью Тетради Смерти.
Человек всегда должен оставаться человеком, потому что:
Все люди, без исключения, когда-нибудь умрут.
Потому что он может не успеть побыть самим собой…
Потому что человек – не бог, но он может стать лучше, просто оглянувшись и хотя бы раз в жизни подумав о других людях и отодвинуть свое EGО на второй план.
Герои аниме «DEATH NOTE» - это дети, всего лишь недолюбленные дети…
и …
мне искренне жаль их…
В конце мы видим L и Лайто, L пришел к умирающему человеку, к человеку, который был его первым другом и если бы не эта злополучная тетрадь, все могло бы быть по-другому…
Но тогда бы не было этого замечательного аниме и мы бы не смогли бы насладиться таким замечательным сюжетом и разрубить гордиев узел тех этических вопросов, которые были затронуты в этом аниме, мы бы не смогли пожалеть героев.
Нам остается надеяться, что Айзава будет любить свою дочь и помнить о Лайто и L.
P. S. Я не стала говорить ничего о других героях, таких как - Амане Миса, Такада Киёми, Тэру Миками, хотя они являются тоже весьма колоритными персонажами, но о них уже все было сказано до меня, поэтому я оставила их в стороне .
Что касается звукового оформления, видео ряда, то все это можно определить всего одним словам – Стильно, красиво и соответствует настроению фильма и сюжету.
Итог 10 из 10.
И пусть меня будут судить те, кто хотел, чтобы все закончилось на 26 серии, победой Лайто, я все равно буду считать, что, убив его, авторы подарили ему новую жизнь. Жизнь человека…
The World
By «Nightmare»
Hirogaru yami no naka Kawashiatta
Kakumei no chigiri
Dare ni mo jamasaseru
Wake ni wa ikanai kara
Kajitsu ga tsugeta mirai
Yume, risou ni kaeru
Dare mo ga nozonda “owari” o…
Hirogaru yami no naka Kawashiatta
Kakumei no chigiri
Dare ni mo jamasaseru
Wake ni wa ikanai
Itsuka boku ga misete ageru
Hikarikagayaku sekai o
Некоторые правила Тетради Смерти
• Все люди, без исключения, когда-нибудь умрут.
• После смерти все люди попадают в небытие.
• Однажды умерев, люди уже не могут вернуться к жизни.
• За человеком, владеющим тетрадью, будет следовать Бог Смерти, истинный владелец, до тех пор, пока человек не умрёт.
• Только Бог Смерти, предыдущий владелец тетради, сможет убить владельца тетради.
• Страницы в тетради никогда не заканчиваются.
• Человеческая смерть от действия эффекта тетради может косвенно продлить жизнь каких-либо других людей, даже если это не планировалось.
Эпизоды:
01. Rebirth
02. Confrontation
03. Transaction
04. Pursuit
05. Bargaining
06. Open Seam
07. Temptation
08. Gaze
09. Contact
10. Suspicion
11. Inrush
12. Love
13. Confession
14. Friend
15. Bet
16. Decision
17. Execution
18. Companion
19. Matsuda
20. Successor
21. Activity
22. Guidance
23. Mania
24. Revival
25. Silence
26. Reincarnation
27. Abduction
28. Impatience
29. Father
30. Justice
31. Transfer
32. Choice
33. Ridicule
34. Glare
35. Murderous Intent
36. 1.28
37. New World
Нет смысла нам спасать прогнивший мир богов,
Нет смысла изучать послания лгунов…
Бобрик Дарья,
Астраханский Государственный Университет,
ПЛ-31.
Примечания:
1. Та самая тетрадь, с которой все началось;
2. Одно из правил Тетради Смерти;
3. Фридрих Ницше – «Так говорил Заратустра»
"Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого - Friedrich Nietzsche"Also Sprach Zarathustra"