Название:
Mononoke hime
Princess Mononoke
Принцесса чудищ
Дата выпуска: 1997
Тип аниме: movie
Производство: ghibli films, Япония
Режиссер: Хаяо Миядзаки
if you opened a map of Japan and asked me where was the forest of the shishigami that Ashitaka went to, i couldn`t tell you but I do believe that somehow traces of that kind of place still exist inside one`s soul. —Miyazaki Hayao, in an interview with Yamaguchi Izumi, 1997
Просмотр этого фильма я начал уже будучи знаком с некоторыми другими работами Хаяо Миядзаки: Унесённые духами, Шагающий замок Хаула, Порко Россо, Наусика долины ветров, Мой сосед Тоторо. Из них Унесённые духами, Принцесса мононоке и Шагающий замок Хаула шли в 2005 году по нашему тв. но посмотреть принцессу не сложилось и пришлось воспользоваться dvd японской копии. Хотелось бы немного отвлечься и заметить что искать для просмотра лучше японские копии аниме. Почему? Часто в маркетинговых целях копии выходящие на западе перекраивают так, что даже создатели не могут узнать своё детище. особенно этим славится американский рынок. Например, new world pictures решила что nausicaa не хватает динамизма: все «медленные» сцены были безжалостно вырезаны, а главная героиня из Наусики превратилась в принцессу Зандру. Ну а то, что фильм стал называться Воин ветра на этом фоне вообще мелочь. Плюс особенности национального перевода. В итоге, перевод с японского на английский, затем с английского на русский дают фантастический результат. Это касается не только аниме - фильмы Акиро Куросавы, представлявшиеся в Америке Френсисом Фордом Копполой были короче на полчаса-час. Зная, что Миядзаки считает Принцессу мононоке своей лучшей работой, и я ждал многого. Должен сказать - фильм полностью оправдал ожидания, в отличие от других его работ предполагающих семейный просмотр, этот более жёсткий и пронзительный. И философский, где идеи автора подаются не в форме, как это часто бывает, утомительно излишних монологов, а органично вплетены в нить сюжета. По духу это аниме ближе такой его вещи как Наусика долины ветров, причём не фильму, а манге. В Принцессе мононоке нет ни добра, ни зла в рафинированном виде. Борьба нескольких сторон, у каждой из которых своя правда, вряд ли будет понятна детям. В противоборстве за обладанием лесом столкнулись интересы разных групп людей и зверей.
техническое исполнение: краски, тона, общий вид картинки – приятен глазу и позволяет говорить о схожести с советскими мультфильмами 50-60-х годов. При этом в фильме активно используется компьютерная графика, но исключительно к месту, усиливая художественный эффект. в целом можно заметить, что более 20 миллионов долларов бюджета фильма были потрачены не зря…
Сам фильм – начинается с поиска избавления от проклятия, медленно убивающего главного героя. Аситака – принц клана, давным-давно убежавшего от истребления в лесную глушь, встаёт на пути вепря-бога, ставшего демоном. Это проклятие –
ненависть переходит от демона к человеку. но опыт мирного сосуществования с природой, любовь, осознание смертельной природы ненависти и разрушения, вне зависимости от причин, которые к ним приводят, помогают победить проклятие.
В фильме будто действуют ожившие животные-полубоги сказок восточной Азии, но человек здесь выступает как почти равный им.
Вторжение в лес организованно умной женщиной-амазонкой леди Эбоси. Она мечтает истребить лес и изгнать старых богов и зверей. Для этого надо уничтожить волков, организовавших сопротивление людям. а волки здесь похожи на серого волка, героя русских народных сказок. Роль Ивана-царевича отведена принцессе мононоке –
Сэн. Вот только все люди оказались по другую сторону баррикад. и абсолютная безжалостность к врагам, проступает во всём:
- Можно я съем его?
- Нет, он мой. Я убью его сама…
Особый персонаж аниме – лесной царь, бог всего леса, он может, как дарить жизнь, так и отнимать её. Он воплощение природы, помогающей человеку и зверям и так же легко убивающий их. Звери надеются, что он примет их сторону. Император хочет его голову для обретения бессмертия. Лес будет уничтожен, но не людьми. Финал фильма это гимн жизни:
- Лес погиб, всё погибло…
- Нет, пока мы живы…
Этот фильм развивает тему, поднятую Миядзаки в Наусике долины ветров: противостояние природы и человека, его место в окружающем мире, готовность к самопожертвованию, природа ненависти, разрушающей всё лучшее, что есть в человеке.
Сочетание трагичного и смешного, напряжённая динамика событий и анализ поступков героев, а также фирменный стиль создателя – позволяют назвать его одним из лучших аниме за всю историю японской мультипликации. Миядзаки сумел лишний раз доказать что аниме, поднимающее такие серьёзные вопросы может быть не только захватывающим и увлекательным, но и коммерчески успешным.