В настоящее время синтоизм исповедует превалирующее количество японцев, но когда-то давно это было не так: существовало множество племён и в религиозных верованиях каждого из них главенствовали различные аспекты.
В изучении истории есть одна большая сложность, которая состоит в том, что иной раз чрезвычайно сложно бывает отличить настоящую древность от хорошо сфабрикованной подделки или просто более поздней копии. А теперь представьте, на что похож труд людей, по крупицам восстанавливающих древние предания, культы и пытающиеся очистить древние вероисповедания от крупиц традиций и обрядов, «прилипших» в более поздние времена. Представили? А теперь давайте попробуем разобраться, во что и как верили древние японцы.
Древние японцы жили общинами, совместно возделывали рис, охотились и ловили рыбу. Жилища того времени, а речь идёт о периоде двухтысячелетней давности, были весьма примитивными, т.к. даже правители жили в домах, крытых соломой и скреплённых лианами. Возделывание риса занимало центральную часть жизни всей общины и это не преминуло отразиться в древних мифах: одними из наиболее тяжких прегрешений Сусаноо являются разрушение рисовых полей, разбрасывание плевел и другие злодейства, которые более всего вредят именно земледельцам.
В древнем обществе очень важную роль играли ритуалы, что отразилось на религиозных воззрениях: запреты и табу порой в большей степени касались монахов и священников, проводящих обряды и общающихся с богами, нежели их паствы. Одним из необходимых условий отправления культа была чистота – духовная и телесная – которая достигалась несколькими путями: с помощью заклинаний (хараи), очищения (мисоги) или воздержания (ими).
Древний жрец заклинал высшие силы с целью изгнания скверны, которую вызвало то или иное прегрешение. Вся процедура заклинания состояла в том, что провинившийся уплачивал определённого размера пеню, после чего служитель читал особую молитву и помахивал перед очищаемым гохэй. Есть сведения, относящиеся к V в., которые показывают, что с помощью «хараи» наказывались как нарушители светских законов, так и те, кто совершил религиозные проступки. Разделение между этими двумя видами преступлений произошло позднее, когда в Японии усилилась система управления.
Снять «случайную нечистоту» навроде обычной грязи или скверны болезни можно было посредством проведения очистительного ритуала – «мисоги». Очищались как правило водой, солью или просто омовением. В современных храмах до сих пор существуют чаши с водой, где прихожане могут совершить омовение рта и рук перед молитвой. Собственно, даже своей привычке принимать очень горячие ванны японцы обязаны именно древним ритуалам омовения. Соль для очищения насыпают небольшими кучками на пороге дома или рассыпают по полу после похорон. В традиционной японской борьбе сумо с помощью соли очищается арена для борьбы сумотори.
Последний метод очищения – «ими» – состоит в избегании источников скверны: служители храма должны питаться определённой пищей, приготовленной исключительно на «чистом» огне, избегать контактов со смертью, болезнью или трауром, а также пребывать в уединении, удаляясь от мирского шума, песен и танцев.
Одной из выдающихся черт древних обрядов было внимание, которое уделялось именно ритуальной чистоте. Собственно, такое отношение возникло потому, что основными грехами (цуми – вещи, оскорбительные для богов) древние японцы считали инцест, осквернение праха, убийство или нанесение ранений, проказу, опухоли, бедствия от ползучих гадов, птиц и животных, а также блуд и ущерб благосостоянию члена общества. Описанные вещи ужасны по своей сути, а значит, должны быть смыты и искуплены. Собственно, японцы почитали греховными именно нечистые во всех смыслах вещи, а вот всё остальное под существующую тогда концепцию греха не попадало и в определённом смысле японцы даже не представляли себе, что зло может быть злом, но прикрыться при этом маской красоты.
Постепенно племена перетасовывались друг с другом, а верования смешивались, пока не слились воедино во всеобщей вере японских островов – синтоизме, но это уже тема для другой статьи. Точнее, целого ряда статей, прочитать которые Вы можете в разделе с говорящим названием «Синтоизм».