Наравне с привычным для западного человека мечом (пусть и своеобразной формы) японцы использовали в бою такой нестандартный вид вооружения как дзиттэ (дзиттэй, дзутта).
Дзиттэ обычно состоял из железного или стального прута, длинной рукоятки и характерного крюка прямоугольной формы, который отходил от прута в точке его соединения с рукоятью.
Существовало множество вариаций этого оружия: от самых простых до весьма утончённых. Очень часто дзиттэ снабжали гардой (цуба) и ножнами, также существовали экземпляры, к которым приделывали клинок.
Касательно способа ношения дзиттэ существует несколько мнений. Часть историков предполагает, что дзиттэ носили на запястье, прикрепляя шнуром, который в свою очередь крепился к кольцу на рукояти оружия, а другая часть авторов, специализирующихся на боевых искусствах, считает, что дзиттэ носили подвешенным к ремню или в ножнах. Однако все они сходятся во мнении, что дзиттэ был оружием для обороны и применялся японскими полицейскими в период феодальной раздробленности.
Касательно возникновения дзиттэ нет единого мнения и историки точно не знают, где и когда в точности зародился этот тип оружия. Некоторые авторы связывают происхождение дзиттэ с островами Рюкю, где он был известен как сай. Жители этих островов нередко подвергались нещадной эксплуатации со стороны японцев и после того, как у них конфисковали оружие, разработали этот вид оборонительного вооружения, которое замечательно подходило для противодействия основному оружию нападавших, т.е. мечу. Сай оказался весьма эффективным изобретением и японцы не преминули привезти образцы этого оружия к себе на родину. В Европе подобный вид вооружения также был в ходу, но использовался совместно с клинком: некоторые из них имели весьма хитрые гарды, чьей функцией был захват вражеского клинка.
В Японии после прибытия сая зародился и развился сложный боевой метод, получивший название дзиттэдзюцу. Приёмы, разработанные в ходе совершенствования этого метода, позволяли весьма ловко отражать атаки меча, а также наносить эффективные удары по любым незащищённым точкам на теле противника. После того, как меч противника был захвачен или отражен, у владельца дзиттэ появлялась возможность нанести укол в глаза, горло или живот, т.е. по наиболее уязвимым точкам. Также для атаки вполне могла использоваться рукоять дзиттэ, которой наносили сокрушительные обратные удары, а при случае дзиттэ мог использоваться и для метания по относительно далёкой цели.
Воину, пожелавшему совершенствоваться в дзиттэдзюцу, сначала нужно было выучить «тай-сабаки» – искусство перемещений, мастера которого могли с поразительной скоростью менять своё местоположение, передвигаясь скользящими или круговыми движениями, разрывая или, наоборот, сокращая таким образом дистанцию с противником.
Арсенал приёмов мастеров меча был, как кажется, практически неисчерпаемым, а значит, для того, чтобы достойно противостоять им, приёмы дзиттэдзюцу должны были быть столь же разнообразными. Знание этих приёмов сильно помогало средневековым полицейским, которые очень часто получали приказы задержать некое высокопоставленное лицо без нанесения физического ущерба задержанному.
Официально только полицейские в Японии имели право носить дзиттэ и подчас они носили его как символ своего статуса, но и другие категории японского населения умудрялись создавать для себя подобия дзиттэ, приделывая острый крюк к железным спицам веера или же к черенку курительной трубки. Воинам же пришлось в очередной раз признать эффективность дзиттэ, а что им оставалось делать, если любой умелец в обращении с дзиттэ мог оставить воина без его драгоценного меча?
По материалам издания «Тайны древних цивилизаций. Самураи» / Ратти О., Уэстбрук А.; пер. с англ. Д. Воронина. - М.: Изд-во Эксмо, 2006. ISBN 5-699-04611-9.