Среди всех невооружённых боевых искусств искусство киай занимает уникальное положение: в этом искусстве поединок без оружия достигает своей кульминации и противник буквально с ног валится от целенаправленного выплеска энергии другого воина.
«Киай» включает в себя две части, первая это «ки» – «ум, воля», а вторая – «ай», являющаяся сокращённой формой глагола «авасу» – «объединять». Таким образом можно сделать вывод, что искусство киай – это искусство концентрации разума с определённой целью. В случае боевых искусств целью является поражение противника.
Как можно предположить, имея под собой такую сложнообъяснимую и обширную концепцию как «ки», искусство киай будет отличаться такой же расплывчатостью в плане теории. До нас дошли истории о воинах, которые владели искусством искажения действительности подчас лучше, нежели мечом или другим видом оружия. Личности, умеющие использовать вырабатываемую энергию в своих целях, часто использовали это умение для того, чтобы либо предотвратить схватку, либо победить в ней. Например, известен случай, когда один человек долго поджидал свою жертву в засаде, а когда настало время нападать, то он просто не смог сдвинуться с места – настолько сильным психологически оказался встречный взгляд «ничего не подозревающей жертвы».
Передавать энергию можно не только взглядом, но и голосом – именно голос как оружие лежит в основе искусства киай. Буси высших рангов должны были в обязательном порядке владеть этим видом боевого искусства, но со временем воинское умение отдельных буси стало столь высоко, что техника киай выделилась в отдельную ветвь будзюцу.
Происхождение искусства киай как правило связывается с образом человека, столкнувшегося со смертельной опасностью. А крик является одной из первых реакций на опасные явления и может быть просто непроизвольным. И даже такой непроизвольный крик иногда в состоянии заставить опасного врага оставить свои намерения и убраться подобру-поздорову – хотя бы потому, что на помощь жертве в случае подачи звукового сигнала вполне могла подоспеть помощь. Такая естественная защита вполне могла дать начало искусству киай.
Если обратить внимание на древние армии, то боевой клич способствовал, с одной стороны, поднятию боевого духа воинства, а с другой – устрашал врага, который мог обладать меньшим вокальным потенциалом. О таком эффекте знали и древние римляне, встречавшие врагов боевым кличем и какофонией музыкальных инструментов, и монгольские и мусульманские орды, чьи походы и завоевания вошли в историю.
На Востоке ценность крика как оружия никогда не была недооценённой: в Тибете и в особенности в Японии техника воздействия криком на противника была доведена до уровня искусства и использовалась самостоятельно как единственное оружие вне зависимости, одиночный был поединок или «стенка» шла на «стенку».
Собственно, крик обученного особым образом воина не шёл ни в какое сравнение с пусть и пугающим, но расплывчатым и неразборчивым криком толпы. Крик, который японский воин старался у себя выработать, был чем-то большим, нежели просто контролируемым вдохом и концентрированным выдохом. В крике такого воина сходились воедино физические и психические факторы, составляющие самую суть человека, и вся присутствующая в теле энергия выходила через тональность, вибрацию и высоту голоса. Собственно, от громкости голоса подчас ничего не зависело – качество звука являлось основной отличительной чертой искусства киай и это качество вырабатывалось путём полной концентрации личности на поставленной цели. Чтобы убить атакующего или хотя бы остановить его атаку с помощью крика требовались годы тренировок.
Те боевые кличи, придыхания и прочие звуки, издаваемые в настоящее время последователями боевых искусств, не имеют никакого отношения к искусству киай и по силе воздействия не стоят даже рядом с голосовым воздействием воинов древности. С другой стороны, нельзя дать однозначный ответ на вопрос, а существуют ли сейчас вообще школы, где искусство киай изучают и практикуют.
По материалам издания «Тайны древних цивилизаций. Самураи» / Ратти О., Уэстбрук А.; пер. с англ. Д. Воронина. - М.: Изд-во Эксмо, 2006. ISBN 5-699-04611-9.