Этот вид стрельбы из лука зародился в начале периода Камакура (1192-1334), когда Минамото но Ёритомо встревожился, заметив нехватку навыков стрельбы из лука у своих самураев, и стал проводить среди них учения.
В наши дни ябусамэ можно встретить в храме Хатимана Цуругаока (Tsurugaoka Hachiman Shrine, г. Камакура, префектура Канагава). Также представления лучников устраиваются на пляже в Зуси (Zushi) и многих других местах.
История японских луков и конных лучников
Самые ранние японские луки датируются периодом Дзёмон (8000-300 до н.э.). Длинный лук в уникальном ассиметричном стиле с местом под руку, расположенном ниже центра лука, появился в эру Яёй (300 до н.э. – 300 н.э.), быстро став символом власти и могущества. Легендарного императора Японии Дзимму всегда изображают с луком в руках.
Японские лучники были пешими вплоть до IV в., когда элитные войска стали сражаться конными с мечами и луками. В X в. самураи могли устраивать конные дуэли с использованием луков. Они неслись друг на друга, стараясь выпустить в противника по крайней мере три стрелы. Эти поединки не всегда заканчивались летальным исходом хотя бы одного противника, иногда для удовлетворения чести достаточно было довольно лёгкого ранения.
Один из самых известных и знаменитых инцидентов с конными лучниками произошёл во время войны Гэмпэй (1180-1185), когда боролись за власть кланы Хэйкэ и Гэндзи, что не могло не оказать существенного влияния на японскую культуру, общество и политику.
Битва при Ясиме (Yashima) Хэйкэ были повержены и бежали в Ясиму на лодках. Гэндзи преследовали их до самого конца на лошадях, но в итоге были остановлены морем. Т.к. Хэйкэ ожидали попутного ветра, они решили повеселиться и вывесили на мачту мишень для лучников Гэндзи, предоставив таким галантным образом своим врагам возможность показать своё искусство.
Один из самураев Гэндзи, Насу Ёити (Nasu Yoichi), принял вызов. Он направил своего коня прямо в море и, выстрелив, попал прямо в мишень. Его победа принесла Гэндзи много славы и его подвиг отмечается по сей день.
На протяжении периода Камакура конные стрельбы использовались для поддержания воинских умений самураев. Тем стрелкам, которые плохо выполняли команды и не справлялись с нагрузкой, командир мог приказать сделать сэппуку.
Одним из жестоких подвидов конной стрельбы из лука была «инуомоно» («inuoumono») – стрельба по собакам. Буддистские монахи следили, чтобы самураи не убивали собак, а только калечили. Этот вид стрельбы, к счастью, больше не практикуется.
Ябусамэ – ритуальная конная стрельба
Ябусамэ была задумана как способ понравиться и развлечь многочисленных богов, наблюдающих с небес за Японией, чтобы они возрадовались и благословили страны, народ и урожай на процветание. Лучник-ябусамэ быстро скачет по 255 дорожке, управляя лошадью преимущественно одними коленями – ему же нужны обе руки, чтобы стреять из лука.
Когда лучник приближается к цели, он вскидывает лук и натягивает тетиву со стрелой вплоть до самого уха, отправляя затем стрелу в полёт с криком «In-Yo-In-Yo» («Тьма-Свет-…»). Стрела имеет затупленный наконечник и грубую, округлую форму – в этом случае звук при ударе получается более громким.
Опытные стрелки могут использовать стрелы с V-образным наконечником. Если цель поражена, то она расколется и упадёт на землю. Замечательным результатом считается тот, когда лучнику удаётся поразить все три цели. Цель для лучников-ябусамэ полностью воспроизводит предполагаемого противника, т.е. это манекен в полной боевой броне о-ёрои, традиционной для древних самураев. Единственным открытым местом является пространство ниже щитка шлема.
Ябусамэ в настоящее время это ритуал, а не спорт, что связано с его торжественным стилем и религиозными аспектами, поэтому лучники-ябусамэ часто выступают на специальных обрядах или развлекают высокопоставленных гостей на официальных мероприятиях. Например, лучники выступали во времена официальных визитов президентов США Рональда Рейгана и Джорджа Буша. Также японские лучники выступали в Великобритании для принца Чарльза, который, как сообщается, был совершенно очарован столь понравившейся ему работой.
Быть лучником-ябусамэ – великая честь и в прошлом на эту роль отбирались только самые лучшие воины. Стрелка, который показывал наилучший результат, одевали в белые одежды, показывая таким образом благословение богов.
Известные школы стрельбы из лука и влияние дзэн
Существует две известные школы, обучающие стрельбе из лука, которые обучают и конной стрельбе. Одной из них является школа Огасавара (Ogasawara), чьим основателем является Огасавара Нагакиё (Ogasawara Nagakiyo), получивший указание от сёгуна Минамото Ёритомо (1147-1199). Ёритомо хотел, чтобы его воины были высококвалифицированными и дисциплинированными, а стрельба из лука, как известно, считается хорошим средством для воспитания необходимых каждому самураю качеств.
Дзен стал важным элементом, вошедшим в основу каждой из школ и влиявшим на каждый аспект жизни самураев на протяжении всего периода Камакура.
Ябусамэ как боевое искусство помогало самураям учиться концентрации, дисциплине и самосовершенствованию. Дзэн учит методам стабилизации и успокоения ума и тела, даря практикующему ясность ума и дальнейшие направления действия. Чтобы иметь возможность натянуть тетиву, прицелиться и сделать точный выстрел в пылу сражения, самурай должен был уметь справляться с собственной тревогой и лишними мыслями.
Другая школа была заложена раньше, в IX в., Минамото Ёсиари (Minamoto Yoshiari) по приказанию императора Уда. Эта школа также известна как Школа стрелков Такэда. Стиль Такэда упоминался в таких классических японских фильмах как «Семь самураев» (1954) и «Кагэмуся» (1980) Акиры Куросава. Известный актёр, сыгравший во многих самурайских фильмах, – Тосиро Мифунэ (Toshiro Mifune) был учеником школы Такэда.
Упадок и возрождение стрельбы из лука
С прибытием в XVI в. на японскую землю португальцев с их новым типом оружия лук постепенно стал терять своё значение на поле боя. В битве при Нагасино в 1575 году хорошо размещённые группы мушкетёров Оды Нобунаги и Токугавы своими выстрелами практически уничтожили конницу клана Такэда.
Конные лучники как род войск возродились в период Эдо (1600–1867) благодаря Огасавара Хэйбэй Цунэхару (Ogasawara Heibei Tsuneharu, 1666–1747), находящегося под командованием сёгуна Токугава Ёсимунэ (Tokugawa Yoshimune, 1684-1751). Учитывая, что в тот период время было довольно мирное, то стрельба из лука, как и многие другие воинские искусства, стала методом развития личности, а не военной подготовкой. В настоящее время показательные выступления лучников-ябусамэ проводятся в различные времена года в основном возле синтоистских святилищ.
|