Так как приближается всеми любимый праздник – встреча Нового года, то тема моей статьи – Новый год по-японски, праздничные обычаи и ритуалы.
Страница: 1/2
Парят снежинки
Густою пеленою.
Зимний орнамент.
(Мацуо Басё, перевод В.Соколова)
Японцы, как никто, умеют создать атмосферу праздника даже в ознаменовании самого незначительного события. И естественно, что свой самый любимый праздник – Новый год или О-сёгацу – они отмечают с поистине вселенским размахом.
Новый год в Японии – это, как ни странно, первый весенний праздник. К нему приурочена целая неделя выходных дней, так что японцы веселятся и празднуют с 28 декабря до 4 января. Считается, что в этот период начинается новая жизнь и возрождается природа, неся людям светлые надежды и добрые события.
Подготовка к О-сёгацу начинается заранее. На всевозможных ярмарках продают ритуальные предметы, сувениры, аксессуары и одежду для праздника. Это и такарабунэ – кораблики с рисом и богами удачи; и хамаими – стрелы с белым оперением, оберегающие от злых духов; и кумадэ – разрисованный бамбуковый амулет в виде граблей, даруемый на счастье; и хатоита – ракетка для новогодней игры ханэцуки (прообраз бадминтона). Торговцы обязательно дарят своим покупателям фигурку животного, под знаком которого пройдет наступающий год.
Всенепременно украшаются жилища и улицы. Самый главный новогодний символ – кадомацу или приветствие божеству – вешается на входную дверь. Он соединяет в себе ветки сосны, рисовую соломенную веревку, бамбук, листья папоротника, мандарины, а иногда – пучок водорослей и засушенные креветки. Каждая деталь в этом сложном переплетении имеет свой особый смысл. Например, бамбук – стойкость и верность, сосна – бессмертие, здоровье и счастье, веревка оберегает от злых духов, мандарины несут семейное счастье, а папоротник – чистоту и изобилие.
В домах ставят ивовые и бамбуковые букеты (мотибана), а на них вешают вкусные украшения из рисовой муки (моти) в форме рыб, цветов и фруктов. Их принято красить в желтый, розовый или зеленый цвет, а основное назначение этих поделок – напомнить новогоднему божеству тосигами о том, что надо позаботился о своих почитателях. По окончании праздника обычай призывает съесть столько моти, сколько человеку исполнилось лет. Считается, что это даст новые жизненные силы.
В 11 часов вечера 31 декабря большинство японцев отправляется в храм на первую новогоднюю молитву – хацумодэ. Женщины наряжаются в кимоно, а мужчины – в хакама и хаори. Около входа в храм стелится белое полотно, на которое все проходящие бросают деньги, после чего хлопают в ладоши два раза, привлекая этим внимание божества, закрывают глаза и замирают в молитвенной позе, прося о чем-то заветном.
О наступлении Нового года уже больше тысячи лет сообщают колокола буддийских храмов. Они начинают звучать в 23.30 и не умолкают до полуночи. Отбиваемые ими 108 традиционных ударов избавляют от пагубных страстей и пороков, делают человека чистым и умиротворенным. В этот же момент надо громко смеяться, чтобы приманить удачу.
С рассветом японцы выходят на улицу, встречают восход солнца, поздравляют друг друга и обмениваются сувенирами. Считается, что именно в это время в Японию на волшебном кораблике приплывают Семь богов счастья: Эбису – бог рыболовства и искренности, Дайкоку – бог риса и удачи, Бэнтон символизирует дружелюбие, Фукурокудзю – благожелательность, Бисямонтэн – достоинство, Хотэй – великодушие, а Дзюродзин – долголетие.