Организация деятельности якудза по своей структуре очень сильно напоминает традиционные японские отношения сэмпай-кохай.
Страница: 1/2
Структура
В ходе своего создания якудза приняли традиционную японскую иерархическую структуру оябун-кобун («oyabun-kobun»), где кобун (子分, «приёмный ребёнок») обязан выказывать лояльность по отношению к оябуну (親分, «приёмный родитель»). В гораздо более позднем периоде был разработан кодекс «дзинги» («jingi», 仁義, кодекс «справедливости и долга»), где было закреплено, что верность и уважение являются образом жизни.
Отношения оябун-кобун закрепляются церемониальным обменом чаркой сакэ. Этот ритуал не является особенностью мира якудза и обычно встречается в традиционной японской синтоистской свадьбе и, возможно, был частью побратимских отношений.
Во время Второй мировой войны более традиционная форма организации тэкия/бакуто уменьшалась, т.к. всё население было мобилизовано для участия в военных действиях, а общество находилось под бдительным и строгим оком военного правительства. Однако, после войны якудза снова воспрянули.
Предположительно, якудза проникли во все сферы человеческой жизни в Японии. Наиболее романтические сказочки говорят, что якудза принимают сыновей, которых бросили или отослали от себя родители. Многие якудза начинали свою «профессиональную» деятельность в средней или старшей школе как уличные бандиты или члены босозоку-банд (bōsōzoku). Некоторые головорезы-якудза фактически не особо умны, если не сказать умственно отсталы, но их принимают в кланы из-за хорошей физической подготовки.
Возможно из-за того, что они изначально обладают более низким социальным статусом якудза часто становятся буракумин и этнические корейцы. Лидеры кланов якудза это, как правило, очень хитрые, жёсткие и интеллектуальные мужчины, т.к. чтобы подняться до высшего уровня в иерархии якудза, нужно быть весьма конкурентоспособным и бессовестным.
Кланы якудза возглавляет оябун или кумитё (kumichō, 組長, «глава семьи»), который отдаёт приказы своим подчинённым-кобун. В связи с этим организация якудза является своеобразной вариацией традиционных японских отношений сэмпай-кохай. Члены банд якудза переносят семейные отношения в кланы в том смысле, что относятся друг к другу, как к отцу или как к старшим/младшим братьям. В кланах якудза практически все члены это мужчины и женщин очень мало. Однако, если они есть, их принято называть «o-nee-san» (お姉さん, «старшая сестра»). Когда глава Ямагути-гуми в конце 90-х гг. был убит, его жена, хоть и на краткий срок, приняла бразды правления семьёй.
Якудза имеют очень сложную структуру: существует самый главный босс синдиката – кумитё, сразу за которым идёт сайко комон («saiko komon», 最高顧問, «старший консультант»), а за ним – со-хонбутё («so-honbucho», «начальник штаба»). На следующем уровне командования стоит вакагасира («wakagashira»), который управляет несколькими кланами в регионе, а непосредственно кланом при этом управляет сятэйгасира (shateigashira).