Японские карты ханафуду переводятся как «цветочные карты». В XV в. испанские моряки привезли эту игру в Европу.
В Японии во времена правления сёгуната игра в ханафуду была запрещена, и до сих пор среди японцев она считается дурным тоном, так как в нее якобы играют члены якудза и другие уголовные элементы.
Что представляют собой карты ханафуду?
Поэт Фудзивара Тэйка в 1214 году написал «Стихи о цветах и птицах двенадцати месяцев», в которых каждому месяцу соответствовала своя пара - растение и птица. Позднее сложился так называемый цветочный календарь с символическим подтекстом, который имел небольшие отличия в разных местностях. Он выглядел примерно так: январь - сосна; февраль - слива; март - персик и груша; апрель - сакура; май - азалия, пион, глициния; июнь - ирис; июль - «утренний вьюнок»; август - лотос; сентябрь - «семь трав осени»; октябрь - хризантема; ноябрь - клен; декабрь - камелия.
Цветочные карты ханафуду базируются на поэтическом календаре Фудзивары Тэйка. 12 месяцев, обозначенных цветочками-картинками, образуют масти. В каждой масти по 4 карты (всего 48 карт). Две карты каждой масти пустые, на них нет рисунка, кроме изображения главной масти. Они называются кассу. За пустые карты очки не начисляются. Две других карты каждой масти приносят очки (они могут различаться по количеству очков тан, танэ и коу).
Так же, как в обычные карты можно играть в разные игры, так и в ханафуду играют по-разному.
Оитё-кабу
Японский вариант Блэк-Джека («очко»). Цель игры - набрать девять очков - «кабу» (комбинация 9-1) или сумму очков, равную 9 или 8. Именно этот вариант ханафуду популярен среди членов «якудзы».
Масти ноябрь и декабрь не участвуют - поэтому в колоде 10 мастей по 4 карты в каждой. Январь дает игроку одно очко, февраль - 2 очка, март - 3 очка и так далее. Дилер сдает каждому игроку по две карты, и еще по одной он может сдать по просьбе игрока. Если игрок набрал сентябрь-январь (9-1), то эта комбинация, называемая куппин, является сильнее, чем все другие комбинации. Второй по силе является комбинация апрель-январь (4-1), называемая сиппин. Подсчет очков осуществляется по следующей системе. Из суммы всех очков вычитаются десятки, пока результат не составит цифру менее 10, что и является итоговым показателем игрока. 9 - является лучшим результатом (конечно, после комбинаций «куппин» и «сиппин»). 8 - уступает 9, но тоже хороший результат. При равенстве комбинаций или очков результат сдающего (дилера) имеет преимущество.
Сохранились исторические свидетельства, что самураи, пойманные за игрой в ханафуду, приговаривались к совершению сэппуку.
Ханаавасэ (кои-кои), «приходи-приходи»
Играют все 12 мастей, цель игры - собрать яку - комбинации по три заранее оговоренные карты.
Каждому игроку сдается по 6 карт и еще 6 карт, называемые «тероку но бароку» (дословный перевод - «рука на поле»), карты выкладываются в открытом виде на стол.
Игрок, совершая ход, должен подобрать пару своей карте из числа лежащих на столе в открытом виде, а затем взять новую карту из колоды. Если составить пару не представляется возможным, то игрок обязан выложить одну из своих карт на стол, поместив ее вместе с другими открытыми.
Одна карта сбрасывается на стол в «тероку но бароку» и одна берется из колоды.
Выигрывает тот, кто наберет большую сумму очков за составленные комбинации яку и за сами набранные карты (тан, танэ и коу).
Сами комбинации и очки, начисляемые за них, в различных регионах Японии могут различаться.
Из книги Александра Михайловича Носовского "Японские логические игры. Самоучитель".