Тайко (taiko, 太鼓) по-японски, собственно, и означает «барабан».
Страница: 1/3
Этимологически этот термин относится к большим барабанам, но за пределами Японии часто используется для обозначения любого японского барабана (ва-дайко; wa-daiko, 和太鼓) в целом. А для обозначения возникших недавно ансамблей барабанщиков помимо термина «тайко» также используется более конкретный термин «куми-дайко» («kumi-daiko», 組太鼓)
Типы тайко
Японские барабаны тайко, которые имеют родственников среди китайский и корейских (чангу) барабанов, были со временем преобразованы в широкий диапазон ударных инструментов, которые используются как в народной, так и в классической музыкальной традиции.
В целом, на тайко играют палочками (бати, bachi), за исключением коцудзуми (kotsuzumi) и оцудзуми (ootsuzumi), на которых играют пальцами. Коцудзуми это небольшой барабан, основную часть которого составляет распорка из вишнёвого дерева, по бокам которой крепятся диски с натянутым пергаментом. Между собой диски соединены шнуром, от натяжения которого зависит высота звучания барабана. Оцудзуми напоминает по форме коцудзуми, но несколько побольше и на его диски натянута уже воловья кожа.
Большинство барабанов-тайко никак не настраиваются и музыканты регулируют тембр барабана непосредственно перед выступлением. Отчасти такой момент связан с климатом Японии – к примеру, жаркое и влажное лето обязательно повлияет на состояние инструмента, т.е. проще говоря, кожа, которой обтянут барабан, может попросту провиснуть от влаги.
Тайко подразделяются на категории в зависимости от конструкции. Бё-ути дайко (byou-uchi daiko, 鋲撃ち太鼓) имеет жёсткую конструкцию – головы барабана жёстко скреплены с корпусом барабана, а в случае с цукусимэ-дайко (tsukushime-daiko, 付締め太鼓) головы нашиты на железные кольца, которыми обтянут барабан и которые соединены друг с другом шнурами – таким образом можно осуществить настройку барабана. Бё-ути дайко, как правило, вырезается из цельного куска дерева, предпочтительно из древесины кэяки (keyaki, 欅; вид лиственных деревьев) из-за её плотности и красивого рисунка. Но тем не менее используются также другие породы дерева, которые сгруппированы под общим термином «мэари» (meari, 目有). Бё-ути дайко, в отличие от цукусимэ-дайко, не может быть настроен и его размер, как правило, ограничивается размером дерева, из которого он сделан.
Типичным бё-ути дайко является нагадо-дайко (nagado-daiko, 長胴太鼓), имеющий длинный корпус. Нагадо-дайко по форме напоминает бочонок с вином и может настраиваться, что иной раз значительно влияет на звучание инструмента. Также на этом барабане могут играть несколько исполнителей. Нагадо-дайко относится к семье тех барабанов, что вырезаются из цельного куска дерева, а его размеры в диаметре колеблются от одного до трёх сяку (от 12 дюймов).
Тю-дайко (chu-daiko) – это нагадо-дайко среднего размера. Нагадо-дайко свыше трёх сяку в диаметре называются о-дайко (ōdaiko, 大太鼓; «большой барабан»).
Также существуют маленькие барабаны – меньше бё-ути дайко – это сумо-дайко (sumo-daiko) и хаяси-дайко (hayashi-daiko).
Одним из главных элементом любого ансамбля-тайко является большой барабан – о-дайко, который является крупнейшим видом тайко во всей Японии, если не во всём мире. Некоторые барабаны настолько велики, что их нельзя перенести с места на место – такие барабаны, как правило, «живут» внутри храмов и святынь. Сделанные из одного куска дерева, некоторые о-дайко могут быть изготовлены из деревьев, которым уже сотни лет.
Цукусимэ-дайко могут быть выполнены в различных стилях и, как правило, настраиваются перед каждым выступлением. В натяжной системе, как правило, используются верёвки, но иногда могут использоваться болты и застёжки. Цукусимэ-дайко могут иметь голову, пришитую к главной части барабана, как у симэ-дайко (shime-daiko) и цудзуми (tsuzumi), или же голова барабана может быть натянута посредством бочарных клёпок, как в случае с окэдо-дайко (okedo-daiko).
Симэ-дайко (shime-daiko) – это небольшой барабан, точнее класс барабанов, которые могут быть пяти размеров:
1. Намидзукэ (namizuke), или 1-й размер, это наиболее лёгкий барабан, который используется на выступлениях в таких классических театрах, как Но и Кабуки.
2. Нитёгаккэ (nichougakke), или 2-й размер, как правило используется игроками-любителями для своих выступлений. Имеет лёгкую, но прочную раму.
3. Сантё-готё (sanchou-gochou), номера с 3-го по 5-й, используются полупрофессионалами в выступлениях ансамблей мирового уровня.
Другие ва-дайко также включают в себя утива-дайко (uchiwa-daiko, 団扇太鼓; «барабан-веер»), хира-дайко (hira-daiko, 平太鼓; «плоский барабан») и о-дайко (o-daiko, 大太鼓; «большой барабан»), а также целый ряд ударных инструментов, которые использовались традиционными ансамблями Но, Гагаку и Кабуки.
Префектура Аомори славится своим фестивалем Нэбута, где на огромном барабане окэдо (okedo) играет несколько людей, пока его везут по улицам. Окэдо имеет свою собственную вертикальную подставку, которую изобрела компания «Asano Taiko Drum». Опять же, как и нагадо-дайко, окэдо имеет обод, который называется «ка» («ka») и при игре важно не попасть по самому ободу. Окэдо, выполненный из тонкой и лёгкой древесины, очень восприимчив к повреждениям и быстро ломается при неосторожном обращении.