Между Японией и Китаем давно уже сложились как официальные, так и неофициальные отношения.
Страница: 1/11
Китай очень сильно повлиял на Японию своей системой письма, архитектурой, культурой, психологией, системой законодательства, политики и экономики. Когда в середине XIX века, западные страны вынудили Японию открыть торговые пути, Япония продвинулась в сторону модернизации (Реставрация Мэйдзи), и рассматривала Китай, как старомодную цивилизацию, неспособную защитить себя от западных сил (Опиумные войны и англо-французские экспедиции 1840-1860-х годов). Длинная цепочка японских вторжений и военные преступления в Китае между 1894 и 1945 годами, так же, как и современное отношение Японии к своему прошлому, стали основным источником, повлиявшим на нынешние и будущие японо-китайские отношения.
Первые письменные китайские исторические источники, упоминающие о Японии (0-300 гг. н.э.)
Первое упоминание о японском архипелаге появилось в китайском учебнике истории периода династии Поздняя Хань в 57 году, в котором отмечалось, что император династии Хан дал Ва (Японии) золотую печать. Печать была найдена на севере Кюсю в XVIII веке. С тех пор в китайских исторических письменах неоднократно упоминалась Япония, поначалу спорадически, а потом постоянно, так как стала выдающейся державой в регионе.
Есть китайское поверье, что первый китайский император Цинь Ши Хуан (Qin Shi Huang) отправил несколько сотен людей в Японию, чтобы найти секрет бессмертия. В течение III века китайские путешественники сообщали, что жители Японии выводили родословную от Ву Тайбо, царя государства Ву (современные провинции Цзянсу и Чжэцзян) времён Воюющих царств. Они описывали примеры традиций Ву, включая выдергивание зубов, нанесение татуировок и ношение детей на спине. В некоторых записях говорится, что японцы уже тогда имели схожие с нынешними обычаи. К ним можно отнести хлопанье в ладоши во время молитвы, приём пищи с деревянного подноса и поедание сырой рыбы (эти обычаи были типичны для Цзянсу и Чжэцзян до тех пор, пока загрязнение окружающей среды не сделало их непрактичными). Записи периода Кофун свидетельствуют о древнем японском обычае сооружать земляные курганы (могильники). Первым японцем, упомянутым династией Вэй, была Химико (Himiko), женщина-шаман, глава страны сотен провинций, называемой Яматайкоку (Yamataikoku). Современные историки-лингвисты считают, что «Яматай» в действительности произносили как «Ямато».
Введение китайской политической системы и культуры (600-900 гг. н.э.)
В период правления династий Суй и Тан Япония послала большое количество студентов в Китай в составе Императорского посольства (которое, кстати, было ограничено в численности), чтобы прочно устояться как суверенная нация в Северо-Восточной Азии. После падения корейского конфедеративного королевства Пэкче (с которым Япония была близким союзником), от совместной руки Тан и Силлы, Япония была вынуждена искать Китай самостоятельно, что по тем временам было безнадежным предприятием и ограничивало успех зарубежных контактов Японии.
Важные элементы, привезенные из Китая (и кое-что, что было передано через Пэкче в Японию), включали буддийское учение, китайские традиции и культуру, бюрократию, архитектуру и городское планирование. Столица Киото была спланирована согласно элементам фэн-шуй по типу китайской столицы Чанань (Chang`an), а в период Хэйан буддизм стал одной из важнейших религий, наряду с синто.
Китайская модель империального правления не продержалась в Японии долгое время. Она исчезла к X веку, уступив место традиционной японской системе кланов и фамильного соперничества (Сога-Мононобэ, Тайра-Минамото).