В этой статье рассматриваются проявления японофобии как в ретроспективе, так и в наше время.
Страница: 1/6
Антияпонские настроения включают в себя ненависть, обиду, недоверие, запугивание, страх, враждебность и/или общую неприязнь к японскому народу как этнической или национальной группе, Японии, японской культуре и/или чему-либо японскому. Иногда для обозначения таких настроений используется термин «японофобия» [1].
Антияпонские настроения колеблются от враждебности к мерам, предпринимаемым японским правительством, и презрения к японской культуре до расизма в отношении японского народа. Например, в годы Второй мировой войны была распространена антияпонская пропаганда со стороны правительств стран-союзниц, которая зачастую носила расово-пренебрежительный характер. В настоящее время антияпонские настроения в достаточной степени заметно выражены, к примеру, в Китае и обеих Кореях [2], [3], [4].
В прошлом антияпонские настроения включали в себя намёки на варварство японцев. В 1885 г. Фукудзава Юкити (Fukuzawa Yukichi) в своём труде «Покидая Азию» изложил основу для модернизации и вестернизации Японии, однако отсутствие признания Японии на Западе интеграцию и ассимиляцию среди промышленно развитых стран того времени значительно осложнили. Тогда японская культура рассматривалась с недоверием и даже презрением.
Хотя сейчас страсти, разгоревшиеся после поражения Японии во Второй мировой войне, несколько утихли, раздражение в отношении этой страны ещё тлеет, поскольку широко распространилось мнение, что японское правительство недостаточно искренне покаялось в совершённых в прошлом злодеяниях и к тому же пытается обелить произошедшие в те времена события [5].
Сегодня, несмотря на то, что японское правительство осуществило ряд компенсационных мер, антияпонские настроения продолжают основываться на исторической и национальной вражде, связанных с военной агрессией Японии в прошлом, особенно – со злодеяниями военных, совершённых в эпоху Второй мировой войны. Ещё одной причиной для антияпонских настроений является тот факт, что в военное время Япония захоронила на территории Китая химическое оружие [6], а также устроила резню, в частности, в Нанкине.
Периодически некоторые японские политики давали повод к усилению внешней критики. Так, бывший премьер-министр Дзюнъитиро Коидзуми (Junichiro Koizumi) активно критиковался общественностью и государствами Южной Кореи и Китая за то, что принимал участие в ежегодной церемонии в храме Ясукуни, в котором чтят павших военных и в том числе 1068 военных преступников.
Также правые националистически настроенные группы подготовили учебники по истории, в которых обеляются японские зверства [7], а периодически повторяющиеся споры вокруг этих книг иной раз привлекают враждебно настроенное внимание из-за рубежа.
Некоторые критики считают, что на региональные антияпонские настроения влияют этноцентризм и затянувшаяся ненависть со времён войны. Также масла в огонь подливает бизнес-практика, используемая некоторыми японскими компаниями, например, такая как демпинг, т.е. продажа товаров по искусственно заниженным ценам для вытеснения конкурентов.
Соединённые Штаты Америки
До XX века
В США антияпонские настроения присутствовали задолго до начала Второй мировой войны. Ещё в конце XIX в. азиатские иммигранты могли ощутить на себе всю «прелесть» расовых предрассудков в этой стране. Например, в отношении азиатов в целом и японцев в частности были приняты откровенно дискриминационные законы: многие из этих законов гласили, что азиаты не могут стать гражданами США и не могут обладать основными правами, например, владеть землёй. Эти законы очень пагубно повлияли на вновь прибывших иммигрантов, поскольку многие из них были крестьянами и у них не было иного выбора, кроме как стать работниками-мигрантами. Также есть данные, что Союз о недопущении азиатов (Asiatic Exclusion League) начался с антияпонского движения в Калифорнии.
Начало XX века
Антияпонский расизм в Калифорнии стал ещё более и более ксенофобским после победы Японии над Россией в Русско-японской войне. 11-го октября 1906 г. в Сан-Франциско Калфорнийский комитет по вопросам образования принял постановление, согласно которому дети японского происхождения в обязательном порядке должны были посещать отдельные школы. В то время японские иммигранты составляли около 1% от общего населения Калифорнии, многие из них переехали сюда на основании договора 1894 г., гарантирующего свободную иммиграцию из Японии.
Также в США резко раскритиковали японское вторжение в Китай в 1931 г. и аннексию Маньчжурии. Кроме того, усилия граждан, возмущённых зверствами японцев в Нанкине (т.н. «Нанкинская резня»), привели к призывам к экономическому вмешательству США, посредством которого предполагалось выдворить Японию из Китая. Также эти призывы сыграли определённую роль в формировании американской внешней политики.
Поскольку до сведения американского правительства доходило всё больше и больше сообщений о неблаговидных действиях японцев, то из-за беспокойства о народе Китая и американских интересах в Тихом океане были наложены эмбарго на нефть и другие поставки в Японию. Кроме того, европейское население США в то время стало весьма прокитайским и антияпонским, что проявилось, к примеру, в массовой кампании среди женщин, которые прекратили покупать шёлковые чулки, поскольку материал для них поставлялся из Японии через её колонии.
Когда в 1937 г. вспыхнула вторая Китайско-японская война, западная общественность была явно настроена в пользу Китая, а сообщения очевидцев о японских зверствах, нацеленных против гражданского населения Китая, передаваемые западными журналистами, ещё больше укрепили антияпонские настроения в тогдашнем обществе.
При этом среди афроамериканцев ходили совершенно противоположные настроения: так Пацифистское движение Восточного мира (Pacific Movement of the Eastern World, PMEW) обещало равенство и землю под японским правлением. В этом движении принимали участие тысячи человек, которые надеялись на освобождение от превосходства белой расы с прибытием Японской императорской армии. Они также копили оружие.