Храм Ясукуни (Ясукуни-дзиндзя, Yasukuni Jinja, 靖国神社; «умиротворение нации», «храм мира в стране») – это синтоистское святилище, расположенное в токийском районе Тиёда (Chiyoda).
Страница: 1/9
Храм посвящён ками (душам) военнослужащих и других лиц, погибших за императора Японии во время боевых действий [1]. В настоящее время в символическом перечне чествуемых в Ясукуни содержится свыше 2466000 имён мужчин и женщин, чьи жизни были посвящены служению империалистической Японии, в частности, тех, кто погиб во время войны [2].
При этом храм Ясукуни окружен противоречиями и является источником разногласий, связанных с тем, что из почти 2,5 млн. обожествлённых в Ясукуни лиц 1068 при жизни были осуждены после Второй мировой войны за военные преступления [3]. И 14 из них были преступниками класса А. При этом двое из военных преступников, Ёсукэ Мацуока (Yōsuke Matsuoka) и Осами Нагано (Osami Nagano), скончались в тюрьме до вынесения приговора [4].
При храме расположен музей истории – Юсюкан (Yūshūkan), – которые обвинялся в ревизионизме действий Японии в годы Второй мировой войны, а также в прославлении агрессивного милитаристского прошлого страны [5].
Посещения храма высокопоставленными паломниками – членами кабинета министров Японии в целом и её премьер-министрами в частности – стали причиной выражения протестов как в самой Японии, так и за рубежом, в особенности, в обеих Кореях, Китайской народной республике (КНР) и Китайской республике (КР, Тайвань), которые неоднократно выражали своё возмущение с 1985 г. В прошлом году «Taipei Times» даже описала Ясукуни в одной из своих статей как «запретную тему в Японии» [6].
В прошлом году в Японии должен был выйти фильм Ли Ина (Li Ying) под названием «Ясукуни», который по словам самого режиссёра является одним из его любовных писем» японскому народу. Вокруг фильма быстро поднялась клеветническая кампания, сторонники которой утверждали, что фильм является антияпонским и посему не должен показываться на территории Японии. В некоторые кинотеатры, собиравшиеся показывать «Ясукуни», даже поступили угрозы… Но по состоянию на 10-е апреля 2008 г. 20 кинотеатров в Токио собирались показывать этот фильм, несмотря на то, что некоторым может не понравиться его заключительная сцена, в которой показывается обезглавливание солдат в Китае японцем с мечом в руках. Однако, как говорит Ли Ин, именно такую, столь нелёгкую для восприятия форму приобретает его любовь.
История храма Ясукуни
Храм Ясукуни, первоначально называвшийся Токё Сёконся (Tōkyō Shōkonsha, 東京招魂社), был построен в июне 1869 г. по приказу императора Мэйдзи в память павших во времена гражданской войны Босин (1867-1868), сражавшихся за дело Реставрации [7].
Токё Сёконся был одним из нескольких десятков военных мемориальных храмов, построенных в то время по всей Японии в рамках программы по превращению синто в государственную религию. В 1879 г. он был переименован в Ясукуни-дзиндзя и стал одним из основных государственных синтоистских храмов, главной национальной святыней, в которой чествовали павших во время войн.
Название «Ясукуни», которое выбрал для храма сам император Мэйдзи, можно перевести как «[храм] мира в стране» (или «умиротворение нации»), оно является прямой цитатой из классического китайского трактата Цзо Чжуаня (Zuo Zhuan) [8].
В храме, который согласно синтоистским верованиям является своего рода домом для ками, или в данном случае душ всех японцев, поданных колоний (т.е. корейцев и тайваньцев) и гражданских лиц, участвовавших в военных конфликтах до 1951 г. и отдавших своих жизни за императора и Японию.
После поражения Японии во Второй мировой войне оккупационные власти под предводительством США выпустили директиву касательно синто, согласно которой религия отделялась от государства. В результате храм Ясукуни был вынужден либо стать светским государственным учреждением, либо остаться религиозным учреждением, но при этом стать независимым от японского правительства. Было решено, что с 1946 г. храм станет финансироваться средствами частных религиозных учреждений, за счёт которых храм и существует в наше время [9].
Ками храма Ясукуни
По синтоистским верованиям, храм Ясукуни является домом для душ тех, кто воевал от имени императора и за него. В отличие от традиционных синтоистских храмов, в котором каждый ками имеет своё собственное «жилище», в храме Ясукуни для всех ками предназначен один единственный алтарь [10].
В символический перечень божеств храма входят солдаты, женщины, работавшие медсёстрами на поле боя, студенты, работавшие на оборонных заводах страны. При этом, как уже упоминалось выше, в Ясукуни чествуются не только японцы, но и 27863 тайваньца и 21181 кореец [11].