Периоды японской истории От японского палеолита - до нашего времени.
02) Дзёмон: «эпоха верёвочного узора»
Период Дзёмон (Дзёмон дзидай, Jōmon-jidai, 縄文時代) – период в японской истории примерно с 13-14 тысячелетия до н.э. [1] до 400 г. до н.э.
Есть специалисты, считающие, что период Дзёмон длился с 10000 до 300 гг. до н.э., есть и те, кто уверен, что период с 20000 до 4500 гг. до н.э. был «догончарным», таким образом, получается, что керамические изделия, которые в наше время находят археологи, были изготовлены в период с 4500 до 200 гг. до н.э. Расхождения подобного рода означают всего лишь, что гончарное мастерство распространялось по территории страны неравномерно и понадобилось несколько сотен, а быть может и тысяч, лет, прежде чем подобные навыки распределились более-менее равномерно.
Термин «дзёмон» дословно означает «след от верёвки» - таким образом, период в истории получил наименование по названию техники украшения глиняной посуды и фигурок шнуровым орнаментом [1].
Этапы периода Дзёмон
1. Прото-Дзёмон (Самый ранний Дзёмон; Со-ки) – 8-5 тыс. лет до н.э.;
2. Ранний Дзёмон (Дзен-ки) – 4 тыс. лет до н.э.;
3. Средний Дзёмон (Тю-ки) – 3 тыс. лет до н.э.;
4. Поздний Дзёмон (Ко-ки) – 2 тыс. лет до н.э.;
5. Заключительный Дзёмон (Самый поздний Дзёмон; Бан-ки) – первая половина первого тысячелетия до н.э. [6]
Прото-Дзёмон и Ранний Дзёмон
По заявлениям учёных, люди эпохи Дзёмон создали одни из первых в мире керамических изделий, известных как «керамика дзёмон» («дзёмон доки», «jomon doki», где «дзё» - верёвка, «мон» - узор, а «доки» - гончарные изделия). Древность этих изделий была определена с помощью радиоуглеродного анализа, который показал, что они были изготовлены приблизительно в 14-м тысячелетии до н.э. [1], [2], [5].
Археолог Дзюнко Хабу (Junko Habu) утверждает, что «большинство японских учёных считали, и до сих пор считают, что гончарное мастерство впервые появилось на материковой части Азии, а затем было принесено на Японский архипелаг», и поясняет, что «ряд раскопок в бассейне реки Амур в 1980-х и 1990-х гг. показал, что керамика в этом регионе того же возраста, если не старше, чем керамика пещеры Фукуи» [1].
Изделия эпохи Дзёмон, дошедшие до наших дней, в частности, это горшки небольшого размера, в которых готовили и хранили пищу, украшались орнаментом, похожим на след от верёвки. Также люди того времени изготавливали глиняные фигурки и сосуды, украшаемые как верёвочными узорами, так и при помощи палочек [1].
Неолитические черты
Производство керамики, как правило, подразумевает определённую форму оседлого образа жизни, поскольку керамика сама по себе довольно хрупкая и в целом бесполезна для охотников-собирателей, постоянно находившихся в движении. Таким образом, дзёмондзин – люди эпохи Дзёмон – были одними из первых людей во всём мире, ведших оседлый – или, по меньшей мере, полуоседлый – образ жизни.
Они использовали обтёсанные каменные инструменты, отшлифованные каменные инструменты, умели пользоваться ловушками и луками и, по всей видимости, были довольно умелыми охотниками и рыбаками, ловившими добычу не только на мелководье, но и на глубине. Дзёмондзин практиковали рудиментарные формы сельского хозяйства и жили в пещерах, а затем стали селиться группами в неглубоких землянках или строили наземные дома, что дало богатую пищу для современных археологических исследований [4].
Перемещение народов
Генетическое картирование Кавалли-Сфорца показало, что в эпоху Дзёмон имело место очередное расселение народов, перемещавшихся из Азии по направлению к Японскому архипелагу, что является третьим наиболее важным генетическим перемещением в Восточной Азии – после Великого расселения с африканского континента и переселения с Северной Сибири.
Эти исследования также позволяют предположить, что перемещения в эпоху Дзёмон могли также достичь Америки [6]
В период Раннего и Среднего Дзёмона произошло резкое увеличение численности населения, о чём свидетельствует ряд раскопок того периода. В означенные два периода температура на планете была в среднем на несколько градусов выше, чем сейчас, уровень морей также был выше на 5-6 м, чем сейчас [2].
К концу периода Дзёмон на территорию нынешней Японии пришла новая волна переселенцев с материка, они принесли с собой новые технологии – возделывание риса и обработку металлов [3]. На протяжении некоторого времени «пришельцы» соседствовали с дзёмондзин, что привело к появлению сложной системы рисоводства и первому госконтролю.
Также множество элементов японской культуры предположительно появились в это время и отражают смешанную миграцию из северной части Азиатского континента и южных районов Тихого океана. В число этих элементов входят: синтоистская мифология, брачные обычаи, архитектурные стили и такие технологические изменения, как металлические изделия, изготовление стекла, появление текстиля, пластинчатых луков и лаковых изделий. Учитывая такие нововведения, можно сказать, что культура Дзёмон полностью сменилась новой культурой – культурой периода Яёй.
Список используемых источников:
1. Habu Junko «Ancient Jomon of Japan», Cambridge University Press. ISBN 78-0521776707.
2. Keiji Imamura «Prehistoric Japan».
3. Early Jomon sub-period.
4. Early Jomon hamlet found.
5. Cavalli-Sforza «The History and Geography of Human Genes».
6. Киддер Дж. Э. «Япония до буддизма: Острова, заселённые богами». — Москва: ЗАО «Центрполиграф», 2003.
Кальчева Анастасия для Fushigi Nippon - Загадочная Япония // История Японии