Муромати дзидай (Muromachi jidai, 室町時代) – период в истории Японии, который длился с 1336 по 1573 гг.
Страница: 1/2
Период, который также известен как период Асикага и Асикага бакуфу, знаменует собой правление сёгуната Муромати (Muromachi), или Асикага (Ashikaga), который официально был учреждён в 1336 г. первым сёгуном Муромати, Асикага Такаудзи (Ashikaga Takauji). Муромати дзидай закончился в 1573 г., когда 15-й последний сёгун, Асикага Ёсиаки (Ashikaga Yoshiaki), был изгнан из Киото Одой Нобунага (Oda Nobunaga).
Первые годы периода, с 1336 по 1392 гг., известны как Нанбоку-тё (Nanboku-chō), или период противостояния Северного и Южного императорских дворов. Годы с 1467 г. и до конца периода Муромати также известны как Сэнгоку дзидай (Sengoku jidai), или Эпоха воющих провинций.
Асикага бакуфу
Краткая Реставрация Кэмму (Kemmu Ishin) по различным причинам разочаровала класс самураев, в результате чего Асикага Такаудзи (Ashikaga Takauji) приобрёл сильную поддержку этого класса и смог свергнуть императора Го-Дайго (Go-Daigo). В 1338 г. Такаудзи провозгласил себя сёгуном и основал своё правительство в Киото, но императору Го-Дайго удалось бежать из заключения и возродить свою политическую власть в Наре.
Последовавшее за этими событиями правление сёгуната Асикага (1336-1573) получило название Муромати – по названию квартала в Киото, где в 1378 г. находилась резиденция третьего сёгуна Асикаги Ёсимицу (Ashikaga Yoshimitsu). Отличие бакуфу Асикага от сёгуната Камакура заключалось в том, что последний состоял в равновесии с императорским двором. Тем не менее, бакуфу Асикага не было столь сильно, как Камакура, и большую часть времени было занято гражданской войной. И только в правление Асикаги Ёсимицу (в период 1368-1394 гг. в качестве сёгуна и в 1394-1408 гг. в качестве канцлера) начинает появляться подобие хоть какого-то порядка.
Ёсимицу позволил владельцам замков, имевших ограниченные полномочия во время периода Камакура, превратиться в сильных региональных правителей, названных впоследствии даймё. В то же самое время установился баланс сил между сёгуном и даймё: наиболее выдающихся семейства даймё создавали свои резиденции в Киото, как того требовал сёгун.
Наконец в 1392 г. Ёсимицу удалось воссоединить Южный двор и Северный двор, но, несмотря на его обещания большей сбалансированности между императорскими линиями, Северный двор сумел сохранить контроль над престолом.
После Ёсимицу семейство сёгунов ослабло и всё больше теряло власть над даймё и другими региональными правителями. Влияние сёгуна на преемственность императоров также ослабело, что позволило даймё продвигать и поддерживать своих собственных кандидатов. В то же самое время в семействе Асикага начались свои собственные проблемы с порядком наследования, что в итоге закончилось войной Онин (1467-1477), результатом которой стало разрушение Киото и власти бакуфу. Последовавший за этим вакуум власти начал столетие анархии.
Экономическое и культурное развитие
Контакты с китайской династией Мин (1368-1644) были возобновлены, поскольку Китай искал поддержки в подавлении японских пиратов (вако), терроризировавших прибрежные районы страны. Стремясь к улучшению отношений с Китаем и избавлению от вако, Ёсимицу поддержал отношения с династией Мин. В 1401 г. он возобновил данническую систему, был назван подданным китайского императора и «королём Японии». Японский лес, сера, медная руда, мечи и складные веера обменивались на китайский шёлк, фарфор, книги и монеты – китайцы почитали это данью, а сами японцы рассматривали как выгодную торговлю.
Во время бакуфу Асикага во всех слоях общества распространилась новая культура, получившая название культуры Муромати. В распространении не только религиозных веяний, но и художественных влияний, в особенности тех, что пришли от китайских династий Сун (960-1279), Юань и Мин, большую роль сыграл буддизм. Близость императорского двора к бакуфу привела к перемешиванию членов императорской семьи, придворных, даймё, самураев и дзэнских священников. В течение всего периода Муромати процветали все виды искусства – литература, драма театра Но, комедия, поэзия, чайная церемония, аранжировка цветов (икебана) и украшение садов.
Синтоизм
Также в этот период возобновляется интерес к синтоизму, который на протяжении столетий сосуществовал рядом с буддизмом. Фактически синто, не имевшее своих собственных писаний и обладавшее только несколькими молитвами, в результате синкретической практики, начавшей распространяться в период Нара, широко приняло буддийские ритуалы cингон.
В период с VIII в. по XIV в. синтоизм был почти полностью поглощён буддизмом, став известным под названием «рёбу синто» («ryōbu shinto»; «двусторонний синтоизм»). Монгольское вторжение в конце XIII в., однако, пробудило национальное осознание роли камикадзэ в победе над врагом. Менее чем 50 лет спустя (1339-1343 гг.) Китабатакэ Тикафуса (Kitabatake Chikafusa; 1293-1354 гг.), главнокомандующий сил Южного двора, написал трактат «Дзинно сётоки» («Jinnō shōtōki»; «Запись подлинной родословной божественных императоров»), в которой подчеркнул важность сохранения божественного происхождения японских императоров от богини Аматэрасу.
Помимо укрепления концепции, представляющей императора как божество, «Запись» представила взгляд с позиции синто на историю, в которой подчёркивается божественная природа всех японцев и духовное превосходство страны над Китаем и Индией. В результате постепенно произошло смещение баланса в двойной буддийско-синтоистской религиозной практике. Между XIV в. и XVII в. синто вновь вернулось на позицию первичной системы верований, развило свою собственную философию и писание (на основе конфуцианских и буддийских канонов) и стало мощной националистической силой.