Прежде, чем обратиться к рассмотрению конкретных типов садов, следует обратить внимание на общие для них всех типологические особенности.
Страница: 1/2
Японский сад – это, прежде всего, дитя природы. Художник только помогает ему появиться на свет. В природе есть уже всё – и красота, и духовность, нужно только суметь выявить их. Перефразируя прекрасные строки Мандельштама, о японском саде можно сказать: «Он также беден, как природа, и также пуст, как небеса». Именно эта бедность, в смысле отсутствия чего бы то ни было лишнего, свойственна садам Японии. Процесс рождения замысла сада подобен процессу создания сумиэ («картина тушью»), при котором художник является лишь проводником, своего рода медиумом, способным в момент озарения перенести дух изображаемого на лист бумаги. Сам процесс нанесения туши на бумагу происходит почти мгновенно. Художник не задумывается о технике нанесения штрихов, делая это автоматически, ибо его рукой водит вдохновение.
Как в живописи, так и в садовом искусстве существуют достаточно строгие каноны создания произведения, но, как ни странно, они не сковывают художника, а наоборот, освобождают его от необходимости задумываться о технических деталях, проверенных временем, и даёт возможность полностью отдаться выявлению сути. Это похоже на колодец: он ограничен со всех сторон, но именно это позволяет заглянуть вглубь. Канон можно сравнить также со стихотворным размером: являясь своего рода ограничением, он позволяет выразить в поэзии то, что невозможно выразить в прозе. Этот момент доведён до предела в хокку. Эти миниатюрные стихи, всего в три строчки, регламентированные даже по количеству слогов, порой поражают своей глубиной.
Ещё одной общей чертой японских садов, в которых присутствуют растения, является следование временам года. О растениях, которыми принято любоваться весной и осенью, можно составить представление по приведённому в статье «Японские сады. Этапы перемен» отрывку из «Гэндзи моногатари». Летом же на передний план выступают фактура листвы, её форма и оттенки.
В любом случае, японским садам присуща атмосфера спокойствия, чистота форм, тонкость и совершенство деталей.
При проектировании сада, прежде всего, выбирается его «главный герой». В зависимости от выбора создаётся сад деревьев, сухой сад, называемый также садом камней, сад воды, чайный сад, сад цубо, появившийся в позднем средневековье с развитием больших городов. |
Сад деревьев
В чувствах японцев, любящих зелень деревьев, может быть, присутствует некая тоска по жизни среди лесов, бывших самой первой средой их обитания. Поражаясь жизненной энергии растительности, отзываясь душой на круговорот её возрождений, японец любит не только миниатюры лаконичных пейзажей, но и сады деревьев. Сад деревьев растёт вместе со своим хозяином, отзываясь на все состояния его души. Этот сад, пожалуй, наиболее близок к естественным природным пейзажам и лучше всего позволяет отдохнуть от городской суеты. В Японии преобладают деревья с плотной, гладкой, блестящей листвой, среди которых имеется много вечнозелёных видов. Однако в садах чаще используются смешанные посадки вечнозелёных и листопадных деревьев, позволяющие весной наблюдать за распускающимися почками, летом спасаться от палящей жары, осенью следить за нюансами жёлтых и красных тонов, а зимой любоваться графической красотой оголённых ветвей.
Сад, в котором произведена подстрижка кустарников, выявляет красоту сформированных объёмов. Иногда думается, не противоестественны ли подобные сады, но на самом деле они выглядят как некий обобщённый пейзаж, наблюдаемый издали. Формирование объёмов с помощью стрижки густых кустарников, таких, как самшит, мелколистные сорта рододендронов, кизильники, бирючины позволяет не только абстрагировать естественный облик дальних гор и лесов, но и подчеркнуть красоту плотно растущих маленьких листьев этих растений. Более сложная задача – формирование деревьев. Это особое искусство, требующее специальной подготовки.
Формирование растений производится не только для придания им обобщённых, сглаженных очертаний, присущих дальним видам, но и для подчёркивания специфики сада. Например, если сад изображает скалистое морское побережье, то в нём будет хорошо смотреться наклонённая сосна со стволом, искривлённым постоянно дующими морскими ветрами. Кроме того, формовка и обрезка позволяют замедлить рост растений и контролировать их размер в соответствии с размерами самого сада. Японскому стилю формирования растений совершенно чуждо придание им неестественных для деревьев и кустов геометрических или животных форм, столь популярных в регулярных Западных садах.
В 14 – 15 веках в Японию начали привозить на кораблях редкостные заморские цветущие растения, всё чаще использовавшиеся в садах. Говоря о цветах, мы обычно имеем в виду травянистые растения, японцы же – цветущие деревья и кустарники. Сначала это были растения из Китая и Кореи, позднее – из Европы. С ростом популярности цветущих растений заметно усиливалось пристрастие ко всему яркому, броскому. Камелия, которая никогда не была обделена вниманием японцев, стала пользоваться ещё большей популярностью. Возрос интерес к кизилу американскому, форзиции. Весьма скромной популярностью пользовались в Японии растения с декоративными плодами, чего нельзя сказать о настоящем времени. Ещё одним следствием европеизации является появление в Японии газонов. Следует заметить, что с усилением европейских тенденций стали нарушаться два принципа создания садов: спокойная цветовая гамма и следование естественности, но и здесь японских садоводов, как правило не оставляет чувство меры.
Основные правила создания сада деревьев.
При проектировании сада деревьев рекомендуется придерживаться шестнадцати основных правил, фактически ничем не отличающихся от применяемых в нашем садоводстве.
1. Учёт окружающего ландшафта.
Окружающий ландшафт может служить помехой создания сада, а может и благоприятствовать ему. Если рядом есть высокое здание, влияющее на освещённость, или шумная дорога, или неказистые постройки и свалка мусора, от них надо отгородиться, как-то замаскировать их. Если же с участка открывается красивый вид или он окружён естественным лесом, то всё это должно быть учтено при планировке сада, зрительно расширяя его территорию.
2. Образец подбора деревьев – природа.
При подборе садовых деревьев лучше всего обратиться за советом к окружающей природе или, если район уже заселён, к садам соседних участков. Многие виды деревьев, встречающиеся при осмотре окрестностей, прекрасно подходят к данной почве и климату, и посадка их становится одним из условий хорошего развития сада. Тут важно не противостоять природе. Если дерево подходит к данному участку, оно и само естественным образом выявит свою изначальную красоту, дав желаемый результат без особых усилий со стороны человека.
3. Основное в уходе за необычными, редкими деревьями.
При выращивании необычных для данной местности деревьев необходимо улучшить почву или вообще заменить её с учётом условий выращивания данного конкретного растения, а также следить за выполнением всех необходимых для него условий произрастания в течение всего периода жизни растения.