Главное, что должно беспокоить любого воина, независимо от его ранга — как он поведет себя в момент смерти. Не важно, насколько красноречивы и умны вы обычно; если вы потеряете самообладание на грани смерти и умрете неподобающим образом (недостойно), все ваше предшествующее хорошее поведение пойдет насмарку, и вы упадете в глазах уважаемых людей. Это очень большой позор.
Воин совершит выдающиеся подвиги на поле битвы и заслужит высочайших почестей, только смирившись с фактом, что ему предстоит умереть. Вследствие этого, если ему не повезло, и он потерпел поражение, когда наступает момент сложить голову, и враги спрашивают, как его зовут, он четко называет свое имя и встречает смерть с улыбкой, не выказывая ни малейших признаков страха.
Другой выход. Если ранение настолько серьезно, что врачи бессильны помочь, воину надлежит честно сказать об этом своим командирам и товарищам и заботиться о своих ранах, пока в сознании, после чего спокойно уйти из жизни.
Такой подход к смерти, даже в мирное время, даже для юных воинов, не говоря уже о старшем поколении, должен духовно подготовить их на случай серьезной болезни, воспитать готовность покинуть этот мир без сожалений. Конечно,- это относится и к высшим должностным лицам, но даже если воин — простой солдат, он должен позвать своего начальника, пока еще может говорить, поблагодарить его и извиниться, а затем объявить о своей неминуемой смерти.
Лишь сделав это, он также должен попрощаться с семьей и друзьями, позвать своих детей и обратиться к ним со словами: «Смерть от болезни, несмотря на долгое покровительство господина, — это не та цель, к которой стремится настоящий воин, но тут ничем нельзя помочь. Пока вы молоды, следуйте моим заветам; во что бы то ни стало готовьтесь служить сюзерену, всегда быть преданными и исполнительными, усердно выполнять служебные обязанности. Если вы нарушите этот завет и проявите нелояльность или поступите несправедливо, я непременно отрекусь от вас, даже будучи в тени листвы и травы».
Сделать четкое последнее заявление — обязанность истинного воина. Один мудрец по этому поводу так сказал: «Когда люди близки к смерти, пусть слова их будут хорошими».
То, о чем говорилось выше, можно назвать Путем смерти-воина. В отличие от этого, если вы боретесь со смертью, отказываясь считать болезнь смертельной, радуясь, когда кто-нибудь называет болезнь несерьезной, и негодуя, когда признают ее серьезность, споря с врачами и произнося невыполнимые клятвы и молитвы, лихорадочно размышляя, не делая прощального заявления даже при серьезном ухудшении состояния — это похоже на смерть собаки или кошки. Испортить последний свой час подобным образом — неподобающий способ умереть, происходящий от игнорирования необходимости помнить о смерти все время — как рекомендовалось в начале этой книги. Не хотеть слушать известия о чьей-либо смерти; считать, что вы всегда будете жить на этом свете, означает страстное желание жизни. Если вы выйдете на поле брани с подобными малодушными мыслями, то не сможете умереть геройской смертью, исполнив долг преданности и почтительности.
Вот почему те, кто совершенствует свое воинское мировоззрение, относятся даже к смерти в постели от болезни как к «одному из главных событий в жизни».