Японцы отличаются сильной групповой сплочённостью - членам одной группы дозволяется многое из того, что запрещено всем остальным. Такое групповое единство невозможно без группового сознания - «сюдан исики».
Как мы уже выяснили, изучая понятия «аймай» и «амаэ», японцы, общаясь между собой, прежде всего ориентируются на групповые интересы, чем на свои собственные и при необходимости жертвуют личными интересами во имя интересов общественных – так поступает и считает свои действия правильными большинство японцев. Преданность общественным интересам, самопожертвование считаются нормой и даже больше – добродетелью.
Такая преданность группе порождает чувство солидарности и члены одной группы при необходимости горой встанут за одного из своих. При этом между всеми участниками группы поддерживаются гармоничные отношения благодаря «аймай», «хоннэ», «ути» и «надзиму».
Благодаря всем этим понятиям японцам, принадлежащим к одной группе, нет необходимости разговаривать друг с другом – простое молчание в определённых случаях вполне заменяет им обычный разговор, а излишняя болтливость, наоборот, может нарушить гармонию отношений и изменить атмосферу в группе. Этому учат многие из японских пословиц, например: «Все беды от рта» (очень сильно похоже на нашу поговорку «Молчание – золото», не правда ли?).
Если рассмотреть японское общество в целом, то оно будет похоже на огромный улей, состоящий из таких группок-ячеек. При этом, люди, входящие в различные группы, разделяют различные групповые ценности и относятся к различным группам «ути» и «сото». Т.е. если для одной группы японец является «ути» (входит во внутренний круг общения), то для какой-нибудь другой группы он является «сото» (является внешним окружением и практически не контактирует с группой или не контактирует вообще).
Понятие «ути» в свою очередь состоит из двух категорий, первую из которых составляют непосредственно члены семьи, которые связаны друг с другом длительными и гармоничными отношениями, а вторая группа как бы наращивается вокруг первой и представляет собой общих знакомых, школьных друзей, старых товарищей, более далёких родственников, а также семьи детей. Все остальные японцы входят уже в категорию «сото».
Все означенные категории формируются в достаточно юном возрасте – около 20 лет – и впоследствии редко поддаются изменениям. С представителями группы «сото» японцы не особенно стремятся общаться, но при случае представителя внешнего круга примут как официального гостя и будут обращаться чрезвычайно учтиво. Если, конечно, этот человек не попытается влезть в чужой монастырь со своим уставом, в противном случае он никогда не встретит тёплого приёма и ему негласно будет закрыт вход в группу.
С другой стороны групповое сознание может сыграть и отрицательную роль, например, при паче чаяния совершении преступления – члены группы побоятся быть изгнанными из группы и скорее всего замолчат факт совершения какого-либо злодеяния. Однако, если бы все японцы безоговорочно поддерживали групповую политику, не родилась бы одна из знаменитых японских поговорок: «Выступающий гвоздь забивают по самую шляпку», которая означает наличие определённого количества индивидуаолов, которые не могли и не хотели приспосабливаться к групповым целям и ценностям, а предпочитали быть сами по себе.
В качестве ещё одного примера отрицательного воздействия группового сознания можно привести следующий исторический случай: во время Второй мировой войны японцы были вынуждены беспрекословно подчиняться верхушке, состоящей сплошь из военных, в результате чего многие гражданские как в Японии, так и за её пределами, были втянуты в вооружённый конфликт.
Закончить хотелось бы на мажорной ноте, поэтому упомянём ещё один исторический случай: знаменитое «японское чудо», которые было бы невозможно без присущего японцам всё того же мощного группового сознания.
По материалам издания «Япония. Как её понять: очерки современной японской культуры» / ред. Роджер Дж. Дэвис, Осаму Икэно; пер. с англ. Ю.Е. Бугаева. - М.: АСТ: Астрель, 2006. ISBN 5-17-034730-8 или ISBN 5-271-10505-9.