Японский «сценический» юмор можно разделить на два вида: ракуго и мандзай. Ракуго – это «театр одного актёра», в котором рассказчик «и швец, и жнец, и на дуде игрец» обходится инвентарём из ручного полотенца и веера. Роль музыкального аккомпанемента выполняет т.н. дэбаяси - короткий всплеск звуков барабана, сямисэна и бамбуковой флейты в начале и в конце представления.
Суть ракуго – с помощью искусного изложения, актёрского мастерства и умелого «кривляния» создать перед зрителями сюжет разыгрываемых пьес, причем рассказчик (ракугока) как правило обходится без декораций. Облачённый в простое кимоно он садится перед зрителями на подушку и остаётся в таком положении до конца представления. Конец знаменует собой заключительная фраза, как правило являющаяся остроумным каламбуром (оти – букв. «падение»). Обозначение этого каламбура и породило, собственно, термин «ракуго» («раку» или «оти» - падать, ронять; «го» - слово).
Репертуар ракуго довольно мал и страстные поклонники этого жанра слышали все истории по множеству раз, поэтому в каждом случае их восхищает индивидуальность рассказчика, его версия известной истории. Также оценивается правдоподобие деталей описываемых событий (стук в дверь, звук льющейся воды), время монолога, его динамичность. Считается, что введение в рассказ должно быть обязательно и непременно оригинальным.
Как жанр ракуго зародилось в XVI веке, когда профессиональных «развлекателей» (отогисю) нанимали в свиты военачальников для снятия стрессов во время войны. В 1628 г. был опубликован сборник историй ракугока Анракуан Скудена «Сэйсуйсё», что вызвало живой интерес к жанру и впоследствии были выпущены другие сборники. В 70х годах следующего века появились профессиональные рассказчики, внесшие территориальные различия в жанр.
Ракуго довольно долго являлось «передвижным» жанром, пока в 1791 году в Эдо не появился первый постоянный театр японских водевилей (ёсэ). Его популярность была столь огромна, что Киото и Осака не замедлили обзавестись своими ёсэ и к 1860 году их количество составило 392 штуки. Впоследствии (1912 год) число ёсэ стабилизировалось на уровне 80, т.е. примерно по одному театру на каждый округ столицы. Эти театры создавали довольно интимную атмосферу и вмещали около 100 человек, цены же были весьма демократичными – всего 36 мон – сущие копейки.
В военные годы ракуго подвергся всеобщему неодобрению, т.к. ракугока не собирались подгонять свой материал под идеологию того времени, но с окончанием войны популярность жанра снова начала расти. Несмотря на сокращение количества ёсэ, ракуго удалось выжить, благодаря своей приспособляемости – жанр отлично прижился на радио и телевидении. До сих пор в Токио работают четыре традиционных ёсэ, а также залы ракуго, где для преданных любителей жанра даются представления любых разновидностей. Многие университеты поддерживают клубы ракуго, члены которых изучают законы жанра и рассказывают истории для своего собственного удовольствия.
Мандзай же представляет собой сценический диалог юмористического содержания, который ведут два актера-комика. Предположительно его начало относится к эпохе Нара (710 - 794). В эпоху Эдо (1600 - 1868) мандзай распространился по всей стране. Возник новогодний обычай обхода домов дуэтом острослова (таю) и туповатого резонера (сайдзо), которые приветствовали жителей комическими вопросами и ответами, сопровождавшимися вызывавшими смех жестами и гримасами под аккомпанемент барабанчика.
К концу эпохи Эдо мандзай представляли в передвижных театрах, и в первое десятилетие XX в. его популярность, особенно в Осака, резко возросла. После Второй мировой войны, с переходом от эры радио к эре телевидения, мандзай продолжает процветать. Сегодня обмен репликами между исполнителями этого жанра (в наши дни острослова называют цуккоми, а туповатого резонера - бокэ) отличается высоким темпом, оперативным использованием происходящих событий и быстрыми переходами, часто в силу странноватых ассоциаций, от одной темы к другой.
Так что, что бы кто ни говорил, а юмор у японцев несомненно есть ;) И особенную ценность представляет его ироничность и быстрая реакция на происходящие события.