В нынешние времена говорится много чепухи о
мастерах и учениках, о наследовании учения
мастера любимыми учениками, которое давало им
право передавать истину последователям.
Конечно, учение Дзен должно было передаваться
таким путем, от сердца к сердцу, и в прошлом такое
совершалось часто. Господствовали не
формулировки и утверждения, а молчание и
скромность.
Тот, кто получал учение, скрывал это даже через
20 лет, пока кто-то другой не обнаруживал, что
настоящий мастер стремится передать свое учение,
но даже и тогда естественно возникали
случайности, и учение развивалось по своим
законам.
Ни при каких обстоятельствах учитель не мог
сказать: "Я последователь Такого-то и
Того-то."
Подобное заявление доказывало совсем обратное.
У дзенского мастера Му-нана был только один
последователь. Звали его Сею.
После того, как Сею закончил изучение Дзен,
Му-нан позвал его к себе.
" Я стар,- сказал он,- и насколько мне известно,
ты. Сею, единственный, кто может продолжить
учение. Вот книга. Она передавалась от мастера к
мастеру в течение семи поколений. Я тоже многое
добавил к учению согласно своему пониманию.Это
очень ценная книга, и я даю ее тебе, чтобы и у тебя
были продолжатели."
"Если эта книга такая важная, пусть она лучше
будет у тебя,- ответил Сею.- Я получил Дзен от тебя
безо всяких книг и доволен тем, какой он есть."
"Я знаю это,- сказал Му-нан.- Даже если это так,
эта работа передавалась от мастера к мастеру в
течение семи поколений. Поэтому сбереги ее как
символ передачи учения. Вот."
По случайности они разговаривали перед
жаровней. Как только Сею ощутил книгу в своих
реках, он швырнул ее в пылающие угли.
Он не желал быть профессионалом.
Му-нан, который до сих пор не знал, что такое
гнев, взревел: "Что ты делаешь!"
Сею крикнул в ответ:" Что ты говоришь?"