Страница: 1/2
Айкидо как боевое искусство является сплавом опыта и теоретических выкладок множества учителей, практиков и учеников, сменявших друг друга на протяжении свыше 800 лет. Термин «айкидо» можно разложить на следующие составляющие: «ай» - гармония, «ки» - духовная энергия, «до» - путь, а сложив обратно, получим «Путь гармонии духа».
Коротко о главном:
- основным принципом айкидо является использование силы противника против него самого;
- философия айкидо сводится к доказательству противнику того, что агрессия бесполезна;
- айкидо это идеальная система самозащиты и выживания в экстремальных ситуациях;
- основные техники айкидо включают в себя уход с линии удара, броски, выведение противника из равновесия, болевые удержания и пр..
Основы айкидо, как предполагается, были заложены в XIV веке Минамото-но Ёсимицу. Ёсимицу являлся потомком императора Сэйна (в шестом поколении). Клан Минамото в то время был одним из сильнейших кланов и из него вышли множество великих бойцов. Таким образом, можно предполагать, что искусство айкидо (айки-дзюцу) культивировалось в клане Минамото издревле, а Минамото-но Ёсимицу их только лишь усовершенствовал. В этом деле Ёсимицу помогал его старший брат Ёсинэ, разумеется, что оба они были превосходными воинами: Ёсинэ мастерски владел луком, а Ёсимицу был мастером копья (содзюцу), меча (тохо), дзюдзюцу и так же мастерски стрелял из лука. Многие считают, что в основу айкидо были положены результаты вскрытия трупов, проводимые братьями с целью определить суть взаимодействия костей и мышц.
Далее искусство айкидо совершенствовалось внутри семьи Такеда, которую основал старший сын Ёсимицу – Ёсикиё, переехав в новую местность. Полное название новой семьи звучало как Кай-Гендзи-Такеда (название местности-основополагающее имя семьи-новое имя семьи). В семье развивались новые формы боевых искусств, например, стрельба из лука, искусство езды на лошади, приёмы боя с мечом или копьём и айки-дзюцу, разумеется.
Закат семьи Такеда начался после смерти одного из её величайших представителей - Такеда Сингена (произошло это в 1572 году после вооружённого столкновения с Токугава Иэясу), сочетавшего великий талант предводителя и ярость в сражениях. Завещание и последняя просьба умершего были переданы в семью Мориудзи, владевшей провинцией Айдзу. Завещание и просьбу владетелю Айдзу передал Такеда Куницугу, который затем и остался в новой семье, передав и тайны айкидо. Распад семьи Такеда завершило сражение при Нагасино, когда объединённые войска Оды Нобунаги и Токугава Иэясу сокрушили казавшихся непобедимыми самураев Такеда Кацуёри. Произошло это в результате применения союзными войсками огнестрельного оружия, привезённого с Запада (с которого были сделаны пробные японские образцы). В битве при Нагасино со стороны Такеда расстались с жизнью 12 тысяч самураев. Кацуёри же вернулся в свои собственные владения в провинции Кай, где на него затем напали силы Нобунага и Иэясу, превосходящие его собственные. Разумеется, битву Кацуёри проиграл и как «порядочный военачальник» совершил обряд сэппуку во искупление своей вины.
Такеда Куницугу и ветвь семьи Такеда – Айдзу Такеда, начавшаяся с него, учила многих последователей из семьи Айдзу секретам владения мечом. В то время было важно развитие не только тела, но и духа, поэтому обучение самураев включало в себя изучение этического кодекса. Подготовка и обучение молодых самураев проводились в специализированных учебных заведениях, одним из которых был институт Ниссинкан, располагавшийся в Вакамацу. Основной специализацией Ниссинкана были литературное образование и физическая подготовка будущих провинциальных правителей, вассалов высшего ранга и ведущих администраторов клана Айдзу.
Официальное обучение детей высокопоставленных членов этого клана начиналось после 8го или 9го дня рождения, однако ещё до этого их успевали обучить основам воинской науки, а в пятилетнем возрасте мальчики получали свой первый меч и самурайский костюм. С этим мечом они впоследствии никогда не расставались.
Получив свой первый меч, мальчик присоединялся к другим детям, разделенным на группы по территориальному признаку в соответствии с разделением города на районы. В каждой группе был свой лидер, который отвечал за всех ее членов перед учителем из храма или института. Под строгим надзором этих учителей дети, начиная примерно с десятилетнего возраста, заучивали наизусть литературные тексты (без объяснений).
В возрасте от десяти до одиннадцати лет они начинали изучать и практиковать правила официального этикета. В тринадцать они начинали практиковаться в стрельбе из лука, фехтовании на мечах и копьях и продолжали совершенствовать эти навыки на протяжении всей своей жизни. В пятнадцать они приступали к изучению китайской классики, и опытные педагоги помогали им выбрать одну из специализаций военного управления в зависимости от своих персональных наклонностей.