Го – стратегическая настольная игра, возникшая в древнем Китае где-то между 2000 и 200 гг. до н.э. Го чрезвычайно популярна в странах Азии и в настоящее время, благодаря распространению Интернет, завоёвывает и весь оставшийся мир. Название "го" происходит от японского "иго". На исторической родине, т.е. в Китае, игра называется "вэйци", а в близлежащей Корее – "бадук".
Основные правила Го
1. Партию го разыгрывают два игрока чёрными и белыми камнями, размещая их на пересечениях сетки из 19 горизонтальных и 19 вертикальных линий. Будучи однажды размещёнными на доске, камни не могут быть передвинуты, а только сняты с неё (подробнее об этом смотрите ниже). Первым ходит владелец чёрных камней.
2. Каждый камень должен иметь хотя бы одну "точку свободы" (дамэ) – соседнее по вертикали или горизонтали незанятое пересечение. Соседние, либо связанные непрерывной цепочкой соседей камни образуют группу и делят "свободы" между собой.
3. Когда камень/группа камней окружается камнями соперника так, что у неё не остаётся точек свободы, она считается захваченной и снимается с доски. Запрещено делать ход, в результате которого своя группа утрачивает последнюю точку свободы (самоубийственный ход), за исключением случая, когда в результате этого хода захватываются камни противника.
4. Правило "ко": запрещается делать ход, который приводит к повторению позиции, ранее встречавшейся в партии.
5. Игрок может отказаться от очередного хода, сказав "пас". Если оба игрока пасуют подряд, игра заканчивается.
6. Группа камней, к концу партии не снятая с доски, но обречённая на гибель при доигрывании, считается "пленной". Она присоединяется к захваченным игроком камням.
7. Каждый игрок получает количество очков, равное количеству пустых пересечений доски, окружённых камнями только его цвета плюс то количество его камней, которое осталось на доске к концу игры (т. е. не было захвачено). Игрок, набравший больше очков, выигрывает.
Ход считается сделанным, если игрок поставил камень на доску и отпустил руку, удерживающую его. Переместить уже поставленный камень, от которого отнята рука, игрок не имеет право. Если он это делает, ему может быть сразу засчитано поражение.
Го допускает очевидное обобщение на случай нестандартных размеров доски. Для быстрых партий или для обучения обычно используют доски 9×9 и 13×13, но при желании можно использовать произвольную прямоугольную доску. Кроме того, в го существует естественная система гандикапа, позволяющая уравнивать силы игроков (об этом подробнее будет написано ниже). |