1325-1420 гг.
Не постигший Учения не одержит ни одной военной
победы.
Рыбалка и соколиная охота являются бесцельно разрушающими
жизнь удовольствиями. Они запрещаются.
Запрещается приговаривать к смерти человека, совершившего
незначительное преступление, без тщательного расследования.
Запрещается прощать своего фаворита, совершившего тяжкое
преступление.
Запрещается обогащаться, грабя народ и уничтожая святыни.
Запрещается разрушать семейные храмы предков и пагоды,
чтобы украсить собственный дом.
Запрещается забывать о своем великом долге перед добротой
и милосердием господина и предков и пренебрегать добродетелями
верности и сыновней почтительности.
Запрещается пренебрежительно относиться к своим обязанностям
перед господином и думать лишь о своих собственных делах,
тем самым нарушая закон Дао Неба.
Запрещается смотреть сквозь пальцы на добрые и плохие
поступки своих вассалов и проявлять несправедливость в
назначении наград и наказаний.
Всегда помни о том, что господин знает о твоих делах точно
так же, как ты знаешь о делах своих вассалов.
Запрещается подрывать отношения между людьми и радоваться
страданиям других.
Запрещается использовать заслуги других и, потворствуя
собственному честолюбию, укреплять свою личную власть.
Запрещается жить не по средствам. Постыдно как влезать
в большие долги, так и скаредничать.
Запрещается презирать мудрых вассалов, окружать себя клеветниками
и позволять последним влиять на свои поступки.
Никогда не завидуй тем, кто нажил богатство нечестным
путем, и никогда не относись пренебрежительно к тем, кто
пострадал и пал из-за приверженности к справедливости.
Запрещается пьянствовать, кутить, играть в азартные игры
и совершать тому подобное, тем самым забывая о долге перед
семьей.
Запрещается самозабвенно гордиться собственным умом и
во всем высмеивать других.
Когда к тебе приходит гость, недопустимо притворяться
больным и тем самым избегать встречи с ним.
Запрещается думать лишь о своем собственном спокойствии,
а, отправляя в отставку человека, не выплачивать ему содержание.
Запрещается щеголять в пышной одежде и доспехах, если
твои вассалы одеты как попало.
Будь почтителен с буддийскими наставниками и никогда не
забывай о правильном поведении.
Любому человеку, знатного или низкого ранга, недопустимо
пренебрегать законом кармы и жить в праздности.
Запрещается устанавливать посты в своих владениях и препятствовать
проезжающим.
Пусть данные наставления исполняются потомками до скончания
времен.
Послесловие.
Само собой разумеется, что Путь Воина заключается в постижении
боевых искусств, но самое важное — уметь применять их
в жизни. Во-первых, в Четверокнижии и Пятиканонии, как
и в военных трактатах, ясно сказано, что, не зная Учения,
не сможешь защитить государство и управлять людьми. С
юности самурай должен заводить себе друзей среди честных
и прямых людей и даже на время не сближаться с теми, кто
порочен. Как вода принимает форму сосуда, в котором находится,
так и человек следует добрым и злым делам тех, кто его
окружает. Это несомненно. Поэтому сказано, что господин,
хорошо управляющий своими владениями, любит мудрых вассалов,
а правитель, угнетающий народ, любит клеветников. Что
означает: если хочешь узнать о настроениях господина,
посмотри на тех, кого он любит. Запомни эти слова. Выбирать
в друзья тех, кто выше тебя, и избегать тех, кто ниже
— вот подлинная мудрость достойного человека. Однако,
нельзя быть и слишком привередливым в выборе людей. Проще
говоря, не следует любить плохих людей. Причем это касается
не только того, кто управляет государством, ведь без любви
и уважения народа нельзя ничего достичь.
Во-первых, никогда не принимай на службу самурая, который
боится сражаться и лишен преданного сердца, даже если
он и рожден в славном воинском доме. Многие известные
полководцы говорили это. Затем некоторые, беспокоясь лишь
о своей репутации, полагают, что их можно считать добрыми,
если около их дверей толпится множество людей, знатных
и низких. Но если ты приглашаешь множество людей, и при
этом они пренебрегают тобой и тебе не на кого положиться,
твои поступки нельзя считать правильными.
Я полагаю, что есть два пути управления людьми. Порой
бывает и так: когда люди боятся несправедливости господина,
когда его вассалы подавляют их своим высокомерием, а его
подчиненные угнетают их, люди могут собраться перед воротами
господина с жалобами на притеснение, чтобы пожаловаться
на свое горе. Умей распознать подобное положение и исправить
ошибки своих слуг. Доверься мудрым речениям древних и
следуй закону.
Тот, кто считается господином, подобно тому, как солнце
и луна освещают траву и деревья равно по всей земле, должен
днем и ночью с состраданием в сердце заботиться о справедливости
наград и наказаний для своих ближних и дальних вассалов
и даже для тех своих слуг, которых отделяют от него горы
и море. Он должен использовать людей в соответствии с
их способностями. Нередко случалось так, что правителями
над самураями ставились люди беспечные и лишенные мудрости
и таланта, их осуждали и знатные, и низкие. Как Будда
проповедовал разные учения, чтобы спасти все живые существа,
так и самурай должен отдавать все свои силы долгу и никогда
не отходить от Пути Воина и Пути Ученого. Если, управляя
государством, не обладаешь хотя бы одной из четырех добродетелей
гуманности, справедливости, благопристойности и мудрости,
обязательно окажешься в опасности. Если придерживаешься
должного управления и наказываешь преступления, люди не
будут таить злобу. Но если управление основывается на
несправедливости, если преступников не приговаривают к
смерти, люди будут негодовать. В таком случае не избежишь
воздаяния кармы.
Первое, что необходимо — это отличать верность от предательства
и установить награды и наказания. Бесполезно распределять
обязанности в управлении, если вассалы совершают дурные
поступки в своих собственных интересах, не владеют боевыми
искусствами и не поддерживают слабых. И хотя кто-то может
сказать, что, распределяя уделы между вассалами, он делает
все точно так же, как и его предки, поведение вассалов
и авторитет господина зависят в первую очередь от таланта
и способностей последнего.
Быть рожденным в семье, еще с начала начал познавшей Путь
Битвы, и не уметь управлять своими владениями, не поддерживать
воинов и тем заслужить всеобщее презрение — нет ничего
хуже этого.
Вот почему я написал вышеизложенное.
19-й год Оэи (1412).