Из характерных особенностей храмовой архитектуры наибольший интерес у зарубежных гостей вызывают уникальные украшения кровли тиги и кацуоги. Эти элементы придают атмосфере храма некую особую загадочность. Тиги сооружают, перекрещивая концы удлиненных балок кровли по краям конькового бруса; они возвышаются под углом над крышей на несколько футов. Короткие хорошо обструганные бревна, сужающиеся на концах, называются кацуоги, они получили это название за внешнее сходство с сушеной рыбой (кацуобуси), используемой в японской кухне. Обычно на кровле находятся три, пять или семь кацуоги, но на Внутреннем храме в Исэ их десять, а на Внешнем храме —девять. Поначалу эти элементы несли конструктивную нагрузку, удерживая кровлю на своем месте, но позднее тиги и кацуоги утратили эту функцию и стали декоративными украшениями; сейчас их редко можно увидеть где-либо, кроме как на храмах. Считается, что оба эти
элемента — символы синтоистских храмов, хотя на многих храмах их нет. Из этих двух элементов только тиги упоминаются в ритуальных молитвах и других обрядовых документах.
Помимо упомянутых стилей синмэй и тайся есть еще множество других, названных в честь знаменитых храмов, для которых эти стили характерны (отори, сумиёси, касуга, хатиман, хиёси, гион, кибицу, сэнгэн). Названия некоторых стилей говорят сами за себя: гонгэн — «воплощение», нагарэ — «течение». Как правило, храмы, которые носят одно и то же имя, например, Касуга, построены в том же архитектурном стиле, что и храм-родоначальник, подаривший ему название. Во многих частях страны можно найти храмы самых разных архитектурных стилей.
Однако действительно уникальными по своей архитектуре можно считать лишь несколько храмов. Это, конечно же, два знаменитых храма в Исэ, а также почти не имеющее аналогов двухэтажное святилище Фудзи Сэнгэн в городе Фудзиномия (префектура Сидзуока). То же самое можно сказать о храме Кибицу в префектуре Окаяма, известном своим большим святилищем — 19 на 15 метров.
За исключением синмэй, тайся, отори и сумиёси, остальные вышеназванные стили испытали зарубежное влияние. Все постройки, сооруженные в этих стилях, покрашены, преимущественно в красный цвет. Стиль касуга отличается изогнутыми тиги. Стиль нагарэ, лучшим примером которого является современный храм Мэйдзи в Токио, можно распознать по плавным линиям кровли, на фасаде продолжающейся вниз и накрывающей лестницу. У храмов в стиле иримоя крыши остроконечные в верхней части и покатые в нижней. Яркий образец этого стиля — храм Касивара, посвященный первому императору, Дзимму-тэнно.
Можно сказать, что изменения стилей храмовой архитектуры происходили в течение столетий под влиянием совершенствования буддийских храмов и жилищ японской знати. Простые однокомнатные строения постепенно расширялись, и с увеличением количества помещений под одной крышей менялся внешний облик храмов. Например, стиль иримоя поначалу облюбовали вельможи, и только потом его стали использовать при строительстве храмов. То же самое можно отметить и про более распространенный стиль гион. Стиль гонгэн, наиболее ярко представленный храмом Тосёгу в Никко, и яцумуне («восемь крыш»), типичный пример которого — здание храма Китано в Киото, демонстрируют очевидное влияние архитектуры буддийских храмов.
Некоторые стили синтоистских храмов:
1. Стиль синмэй:
2. Стиль нагарэ:
3. Стиль тайся:
3. Стиль хатиман:
|