К богослужению необходимо готовиться, т.к. человек не может сразу переключиться с земного на духовное подобно тому, как он делает пересадку из одного трамвая в другой, поэтому приготовления к богослужению начинаются еще дома.
Следует рано проснуться, умыть лицо, прополоскать рот, очистить свои тело и разум и, поклонившись ками и духам предков, попросить их наполнить грядущий день смыслом и помочь приступить к работе с чистым сердцем. Ками оберегают тех, кто искренне верит в них, и когда человек живет праведно, духи предков помогают ему и дают внутренние силы.
Некоторые люди строят во дворе своего дома или в саду маленькие личные храмы, но чаще всего импровизированный алтарь устраивают на высокой полке (ками-дана) в каком-либо уединенном чистом помещении в доме. Такой алтарь можно считать миниатюрным подобием храма. Размеры и отделка такого алтаря зависят в равной степени от религиозности и от финансовых возможностей главы семьи. Напротив алтаря часто размещают небольшое зеркало, по сторонам которого ставят маленькие фонарики и веточку сакаки, а над самой полкой горизонтально натягивают веревку из соломы с подвешенными к ней небольшими бумажными подвесками. Иногда алтарь занавешивают.
В центре алтаря помещают талисман из Великого Храма в Исэ, справа еще один талисман для ками-хранителя этого дома и слева несколько талисманов для всех остальных ками, которые также могут быть объектами поклонения. Если алтарь невелик, талисманы размещают один за другим: тот, который из храма в Исэ, впереди, следом — посвященный главному ками-хранителю, а позади — все остальные. Для атрибутов поклонения духам предков предусмотрена отдельная полка, расположенная чуть ниже. Туда ставят небольшую коробку с мемориальными табличками родных и зеркалом. За полками тщательно следят, их постоянно протирают и сохраняют в чистоте.
Приношения для домашнего алтаря должны быть натуральными и свежими и как правило, это самые простые продукты: рис (сырой очищенный или приготовленный), вода и соль. В особых случаях в качестве приношений ставят небольшие порции разных блюд: рисовые лепешки, морскую рыбу, водоросли, дичь, в том числе блюда из водоплавающей птицы, овощи, фрукты, хлебцы или плоды, выращенные в саду или на поле. В поминальные дни, согласно обычаю, предкам преподносят то, что много значило для них при жизни, например диплом, приказ о повышении по службе, месячную заработную плату. Все это кладут перед ками в знак благодарности.
Процедура домашнего богослужения не всегда одинакова, но неизменно проста: помыв руки, сполоснув рот и положив свежие приношения перед ками, верующий становится (или садится на циновку) лицом к домашнему алтарю и делает сначала один небольшой поклон, а затем два глубоких. После этого он произносит вслух или мысленно молитву и свои просьбы, затем дважды низко кланяется, дважды хлопает в ладоши, поднятые примерно на уровень груди, делает глубокий поклон, небольшой поклон — и обряд завершен. Позднее продукты, поставленные как приношения, уносят и подают к столу. Прежде чем приступить к еде, благочестивый синтоист закрывает глаза, слегка наклоняет голову и либо тихо, либо громко хлопает в ладоши, тем самым выражая свое почтение ками.
Конечно же, это описание образцового поведения. На самом деле в большинстве домов богослужение проходит так: кто-либо из старших членов семьи протирает полку, меняет приношения и стоит некоторое время молча со сложенными в молитвенном жесте ладонями. Остальные домочадцы также могут продемонстрировать свое почтение к ками, но чаще всего они торопятся по своим делам и им не до этого.
|