Реставрация Мэйдзи имела две взаимодополняющие цели — политическую и религиозную. Политической целью было восстановление прямого правления императоров, которые на протяжении веков не имели реальной власти, а религиозная цель — возрождение веры в ками как духовной основы общества и управления страной. В некотором смысле эти цели были "двумя сторонами одной медали", и потому вполне естественно, что синтоизм стал официальной религией нового правительства.
Государственная политика. Первые шаги к достижению религиозной цели включали в себя указ по отделению буддизма от синтоизма, учреждение Департамента синтоизма, по аналогии с Кабинет божественных дел (Дзинги Кан) VII века, а также декларацию о том, что отныне синтоизм — государственная религия. В 1871 году храмы получили официальный статус, базирующийся на степени их близости к императорской семье, и оказались под административным ведомственным контролем (государственным или на уровне префектуры).
Вместе с тем была упразднена система наследственного священничества. Священнослужители стали подчиняться государственному департаменту, который назначал их на работу, оказывал поддержку, контролировал или увольнял. Тем не менее, во многих храмах, за исключением государственных (канкокухэй-ся), передача духовного сана по наследству продолжала практиковаться. В 1872 году вся собственность монастырей стала принадлежать правительству, а в 1875 на основании канона "Уложения эры Энги" для храмов всех уровней были предложены новые ритуалы и церемонии. В апреле 1869 года император Мэйдзи провел процессию в церемониальном зале дворца. При этом он сам выступил в качестве священника перед синтоистским пантеоном богов ками и принес присягу. Этой церемонией новое правительство декларировало прочный союз синтоизма и государства (сайсэй итти), который с незапамятных времен был одним из фундаментальных принципов духовных основ японского общества. Так храмы стали правительственными учреждениями, а синтоизм — государственной религией.
В 1872 году, когда стало ясно, что настойчивые усилия вышеупомянутого Департамента Синтоизма по подавлению влияния буддизма не принесли ожидаемых результатов, был организован Церковный департамент (Кебу Сё), задачей которого стало упорядочение совместного сосуществования буддийских и синтоистских священников, что в дальнейшем могло бы ослабить позиции ведущей религии. Однако и эта попытка провалилась, и с 1874 года синтоистским сектам разрешили организовать независимые общины, а буддистам — заниматься пропагандой своих идей. В 1877 году администрация религиозных дел была преобразована в Бюро храмов и церквей, вошедшее в новообразованное Министерство домашних дел. В 1882 году священников, проповедующих в храмах, отделили от остальных религиозных учителей; более того, синтоистские храмы, как национальные учреждения, поддерживающие общественную мораль, были противопоставлены всем остальным храмам в стране. В 1900 году Бюро храмов и церквей разделили на Бюро по храмам и Бюро по религиям, а через тринадцать лет Бюро по религиям превратилось в Министерство образования. Таким образом, администрация храмов отделилась от основного поля религии и наладилось определенное взаимодействие между храмовым синтоизмом и остальными вероисповеданиями. Тем не менее многие синтоисты по-прежнему не были удовлетворены, и в 30-х годах XX века появилось движение, получившее название "Реставрация Сева" и поставившее перед собой те же задачи, что и Реставрация Мэйдзи, а именно — воссоздать Кабинет божественных дел (Дзинги Кан), который имел бы приоритет перед всеми другими министерствами в правительстве. Однако, несмотря на все усилия, единственным успехом этого движения стало создание Совета по Божественным Делам (Дзинги Ин) в составе Министерства внутренних дел.
Поражение в войне и последовавшая военная оккупация кардинально изменили статус храмового синтоизма. После издания американской директивы "Об отмене государственного синто" (1945) храмы потеряли государственный статус и была строго запрещена поддержка и финансирование любых синтоистских ритуалов и школ правительственными организациями. В Конституции страны были зафиксированы базовые принципы религиозной свободы, и разделение религии и государства стало законом. Сегодня синтоистские храмы не имеют никакого отношения к государству. Они превратились в общественные организации и поддерживаются исключительно усилиями прихожан.
|