Синтоизм — это не только сакральные вопросы, но и мирские дела. Коммерческая и промышленная деятельность, производство пищи, шитье одежды и строительство приютов, всестороннее развитие культуры и стремление сделать мир счастливее — все это имеет прямое отношение к ками. Коммерческая деятельность, связанная с ками, считается полезной. Те люди, которые делают кого-то счастливей, тем самым способствуют достижению счастья во всем обществе. Но и это не всё. Мы сами становимся счастливей, когда благодаря нам другие становятся счастливее. Если предпринимательство не связано напрямую с ками, оно считается неправильным и приводит к неудачам. Синтоизм не призывает отказываться от материальных ценностей и не рассматривает желание обладать вещами как безусловное зло. Подобные желания считаются естественными на определенном этапе жизни, посвященной ками. То есть, если стремление обладать материальными ценностями связано с ками или способствует благу общества, оно поощряется и благословляется ками. Однако стяжательство и жажда богатства лишь для себя, в ущерб окружающим, не соответствуют пути богов.
В те времена, когда Япония была преимущественно сельскохозяйственной страной, люди, приходящие на храмовые праздники, просили у богов удачного сева весной и выражали благодарность за богатый урожай осенью. В зависимости от времени года они молили божество защитить их от разрушительного ветра, дождя, засухи или нашествия насекомых. Молящиеся благодарили ками, принося в храм первые плоды. Эта практика характерна для сельских районов и сегодня. Такие же обряды совершают те, кто занимается охотой, рыбной ловлей, искусством, предпринимательством и коммерцией.
Обычай устраивать во время праздников на храмовых территориях рынки и ярмарки сложился вследствие привычки людей обмениваться товарами (священными дарами) после того, как они совершили приношения ками. Слово «рынок» (итиба), подразумевает «святое место». Храмовые праздники подразумевали большие расходы и привлекали многочисленных гостей. Устраиваемые при этом рынки очень нравились местным жителям, однако порой создавали определенные неудобства при проведении самого праздничного действа. В Средние века коммерция и мануфактуры развивались под сенью крупных синтоистских и буддийских храмов. Такова была государственная политика экономической поддержки различных районов страны. В результате укреплялась связь храмов с повседневной жизнью прихожан.
По материалам издания «Синтоизм» / Сокио Оно, Уильям Вудард; пер. с англ. Ю. Гладковой. - М.: ООО Издательский дом «София». ISBN 5-91250-240-6.