Буси периода Токугава унаследовали богатые традиции древнего искусства изготовления и ношения доспехов. Члены кланов могли легко проследить эволюцию этого искусства, изучая древние и относительно современные образцы доспехов, которые являлись частью боевого наследия каждого клана. В соответствии с древним обычаем посвящать божествам предметы роскоши или славы набор доспехов обычно занимал почетное место в резиденции клана или в близлежащем храме. Некогда эти комплекты доспехов хранились в специальных арсеналах, в соответствии с императорским декретом построенных в безлюдных местах, куда свозили на хранение оружие, то есть мечи, луки и доспехи, со всей провинций. Точно неизвестно, когда именно оружие и доспехи стали хранить дома, но это изменение в обычаях привело в итоге к формированию класса профессиональных воинов.
Каждый клан, каждый военный дом и каждая семья самураев имели собственных мастеров-изготовителей доспехов (гусоку-си), самые знаменитые из которых за отдельную плату обслуживали и других. Также каждый клан имел собственную теорию и практику ношения доспехов, что в определённом смысле объясняет такое разнообразие японского защитного вооружения феодальных времён.
Вполне естественным для того времени считалось хранить свои методы ношения и изготовления доспехов в секрете. Эти тайны так хорошо охранялись, что в конечном счёте искусство ношения доспехов и их изготовление в периоды длительного мира становились непонятными.
Японские мастера в целом следовали основной модели доспехов, которая по своей структуре и составным компонентам оставалась практически неизменной на протяжении веков. Однако эта модель от военной простоты и высшей степени функциональности, ассоциировавшейся с так называемым «смутным временем», эволюционировала в богато украшенные и громоздкие образцы, характерные для периода Токугава, когда оружие и доспехи рассматривались не как предметы боевой экипировки, а скорее как символы власти и иерархического статуса, то есть ранга.
Эта модель (как и в Европе) состояла из защитного снаряжения для головы, шеи, плеч и рук, груди, нижней части живота, а также бедер и голеней. Таким был полный комплект доспехов буси высшего ранга, который участвовал в битве верхом. Доспехи простых вассалов, сражавшихся в пешем строю, состояли из меньшего количества предметов, чем у буси на лошади. Материалы, использовавшиеся для изготовления доспехов, говорят нам о том, что главной заботой японских мастеров была скорость и функциональность. Это становится особенно заметно, если сравнивать их продукцию с массивными наборами доспехов европейских рыцарей раннего Средневековья. Большинство специалистов по японской истории соглашается в том, что доспехи изготавливались по большей части из кожи, которая всегда оставалась любимым материалом мастеров и использовалась в самых различных целях – для соединения пластин, для изготовления самих пластин.
В курганах, датируемых 400 г. н. э., были найдены шлемы и нагрудные панцири, полностью изготовленные из железа, и это свидетельствует о том, что железные доспехи подобного рода были известны японским мастерам еще на раннем периоде их истории. Железо, из которого сделаны сохранившиеся детали этих доспехов, было искусно обработано, чтобы снизить их естественный вес, либо за счет сплющивания там, где оно использовалось в одной составной части (шлемы), либо при помощи склепывания отельных полосок железа — маленьких для шлемов, больших для нагрудных пластин.
Первые образцы защитного снаряжения этого древнего периода японской истории (с V по VII век) назывались танко (пластинчатые доспехи), и они являлись непосредственными предшественниками комбинированных доспехов из кожи и железа, известных под названиями коганэ-мадзири-но-ёрои (в девятом веке) и кава-цуцуми.
|