Цвету, как и форме, и размеру, в японском саду придаётся большое значение, но это не значит, что сад представляет собой буйство ярких красок. На европейский взгляд, японский сад покажется одноцветным, но японец легко различит все полутона и оттенки, которые представил на суд гостей хозяин сада. Японский сад по цветовому оформлению и гамме можно сравнить с японской же живописью тушью: в оформлении используются приглушенные краски и мягкая цветовая гамма.
Логично предположить, что растения в японском саду представлены зеленоватыми оттенками – японцы просто не могут придать им другие, не существующие в природе, оттенки и ценят естественность, именно поэтому и не принято подкрашивать элементы композиции, как часто делается в западной флористике.
Каждый цвет несёт свой глубокий смысл, это самой собой, но японцы также считают, что каждый цвет обладает собственной душой и является живым существом, а значит, может быть злым и добрым, весёлым и грустным, а также цвет может влиять на человека в зависимости от своих «качеств». И одной из форм влияния является красота цвета – некрасивого цвета не бывает, нужно только увидеть в нём красоту.
Зелёный цвет традиционно обозначает природу и её силу, он доминирует в композиции японского сада, т.к. наиболее характерен для природных элементов. Но при этом сад не выглядит скучным, поскольку используется не просто зелёный цвет, а самые различные его оттенки – как уже говорилось выше. Наш любимый красный цвет создатели японских садов также используют – для придания яркости, но никогда не делают его ведущим цветом, т.к. по их мнению красный цвет несёт большой заряд отрицательной энергии и не даст расслабиться и обрести душевный покой. Жёлтый цвет также применяется, но только в приглушенном варианте – этот цвет является олицетворением божественной силы и может быть иногда чрезмерно «солнечным». Тем более в оформлении не используется белый цвет, который считается символом траура и грусти и вряд ли сможет расположить смотрящего к положительным эмоциям – уж японца-то точно.
Помимо использования различных цветов в определённых целях японцы также используют способности самого цвета, например, коричневый цвет наиболее насыщен в полумраке, а серый объект становится темнее, если рядом с ним расположен зелёный. Коричневый и серый цвета являются самыми популярными при составлении композиции и при этом имеют совершенно другое значение, нежели в нашей культуре. Эти цвета считаются самыми глубокими, их энергия притягивает взгляд и у японцев серый и коричневый не воспринимаются как символы старости и увядающей природы.
Есть в японском саду и яркие пятна – чаще всего это цветы и различные плоды, но их не так много – излишняя пестрота в данном случае не уместна. Тем не менее при создании тропинок, скамеек или мостиков яркие цвета не используются – это бы нарушило спокойствие и умиротворённость окружающей природы. Большое значение придаётся линии, по которой скользит взгляд посетителя при осмотре сада, поэтому все цвета вводятся в общую композицию линейно. Цвет используется не для того, чтобы как-то выделить окрашенные в него предметы, но для того, чтобы привлечь внимание к другим компонентам сада. Цвет помогает акцентировать внимание зрителя в случае большого количества элементов – например, красоту силуэта сосны можно подчеркнуть, посыпав пространство вокруг неё жёлтым песком. Японский сад наполнен контрастами во всех смыслах этого слова потому, что в основе японской же философии лежит соотношение двух противоположностей, начал – инь и ян. Именно поэтому в композициях часто используются сочетания тёмных и светлых пятен, также могут быть пятна и других цветов, противостоящих друг другу по направленности энергии.
|