Несмотря на то, что буддизм зародился в Индии, в Китае для учения было предоставлено новое и благодатное место для развития: переводчики сутр и бродячие монахи принесли буддийское учение в Китай, затем оно распространилось в Корее, а оттуда проникло в Японию.
Уже рассмотренные нами школы йогачара и мадхьямика сами по себе могли составить солидную опору для махаяны, но в Китае возникли новые ветви учения, первую из которых образовали школы тяньтай (тэндай у японцев) и хуаянь (в Японии — кэгон), которые традиционно считаются буддийскими. Эти школы проводили ту идею, что реальность может быть определенным образом выражена в понятиях. Тяньтай разработала обширную всестороннюю систему для объединения процесса мышления с просветлением. Основная же схема хуаянь базировалась на внезапном просветлении благодаря использованию правильной причины.
Следующая ветвь породила учение Чистой Земли и японские формы буддизма, называемые дзёдо и син. В учении Чистой Земли главным священным ритуалом стало обращение нэмбуцу — «Наму-амида-буцу» — к будде Амитабхе.
В соответствии с третьим направлением реальность невозможно ни помыслить, ни высказать в словах: все теории ложны. Некоторые школы буддийской махаяны, такие, как дзэн, следуют именно этой традиции. Слова, концепции и теории в лучшем случае могут лишь указывать в сторону истины, но язык не может ее выразить.
Четвертая ветвь отвергала применение рассуждений ради поисков истины в пользу других методов, таких, как мандалы и мантры. Тибетский буддизм и другие тантрические школы — например, сингон — следуют именно этому мистическому пути, используя сложные визуализации и ритуалы как средства достижения просветления.
По материалам издания «Буддизм» / Александер и Аннелен Симпкинс; пер. с англ. Т.В. Голубевой. - М.: ООО Издательский дом «София». ISBN 5-9550-0622-2.