Страница: 1/2
Своё название эта школа по имени горного монастыря, где когда-то жил её патриарх. Основателем школы считается Чжи И (538-597 гг.), хоть он и не разрабатывал сами идеи, легшие в основу, но написал множество трудов и развил концепции, переданные ему учителем. Чжи И систематизировал и объединил разнообразные буддийские доктрины, создав стройную и рациональную схему, в которой всё было расставлено по своим местам, но при этом каждое направление буддизма не слилось со всеми остальными, а осталось самим собой.
Базовым утверждением тяньтай является тройственная истина. Первая истина состоит в том, что мир, который мы воспринимаем как реальный, на самом деле только иллюзия. Мы верим, что он настоящий, потому что ощущаем его, но на самом деле он нереален. Воспринимаемый нами мир пуст, то есть свободен от какой-либо постоянной субстанции; все в нем временно, это просто видимость, создаваемая нашими чувствами и умом.
Вторая истина гласит, что весь чувственный мир обладает лишь временным существованием. Он реален только частично, или временно, а предметы существуют лишь в данный момент, это видимость существования. Мы не можем утверждать, что вообще ничего не существует, ибо как в таком случае чувства и ум могли бы постигать предметы?
Третья истина выглядит следующим образом: да, существует что-то, но что это такое? Это не «ничто», но это и не «нечто». Срединный путь возникает на пересечении этих определений, это синтез, включающий их, но в то же время и выходящий за их пределы. То есть третья истина это некое мистическое слияние, где невозможно выделить нечто конкретное. Абсолютный ум полностью объединяется со Вселенной и всё становится производным от этого истинного состояния.
На высшем уровне понимания все соединяется в единой мысли, которая в учении тяньтай называется таковостью, высшей категорией: всё таково, каково оно есть.
Наш мир реален и другого мира не существует, а те видимые и осязаемые явления, которые происходят в мире, являются производными от условий и причин, которые глубоко взаимосвязаны с внутренней сущностью Вселенной. Будем ли мы смотреть на мир с точки зрения абсолюта (нирваны) или с точки зрении относительности (сансары), он останется всё тем же, хотя и будет различаться во внешних выражениях. Внешняя часть мира постоянно меняется и не остаётся постоянной никогда, но центральная ничтойность внутри всего является вечной и присущей всему.
В абсолютном смысле все и вся имеет один корень и один вкус, а границы являются условными и зависят от нашей точки зрения, которая может меняться. Когда мы познаем это на опыте, то сможем принимать вещи такими, какими они кажутся. Мы чувствуем взаимосвязанность всего реального и соответственно этому живем, живем в гармонии, которая и есть подлинная природа реальности.