В наиболее ранних сутрах концепции буддизма выражены посредством наставления, различных историй и аналогий. В них представлен и образ самого Будды, руководящего людьми через решение различных проблем. В сутрах хинаяны отражены идеи непостоянства бытия, взращивания мудрости и отказа от желаний, а сами сутры таким образом поощряют в человеке желание вести нравственную жизнь ради достижения просветления.
Одной из наиболее известных является «Сутра горчичного семени», которая излагает довольно сложную философскую идею непостоянства бытия на примере обычной житейской истории.
Сутра горчичного семени
Некая женщина по имени Киза Готами очень горевала, когда умер ее маленький сын. Люди смеялись над ней, когда она просила дать ей лекарство от смерти. Но один человек, сжалившись над несчастной матерью, посоветовал ей пойти к Будде. Будда сразу понял, что этой женщине, для того чтобы смириться со своей потерей, необходимо понять, что такое непостоянство жизни. И сказал ей:
— Пойди и принеси мне горчичное семя. Но только из такого дома, где никто и никогда не умирал.
Женщина согласилась и отправилась на поиски нужного ей средства. Однако в каждом доме, куда она заходила, ей отвечали одно и то же: кто-то в этой семье умер — то ли ребенок, то ли один из родителей, то ли кто-то из бабушек и дедушек. Постепенно Готами начала осознавать печальную правду: все люди в мире смертны, а все вещи непостоянны.
Дхаммапала
Всё большее число людей желало узнать об учении Будды и буддийские проповедники собрали единый кодекс наставлений – «Дхаммападу» – вобравший в себя множество сутр, принадлежавших к одной тематике; это были слова Будды, произнесённые им на протяжении множества проповедей. Вариантов этого сборника существовало довольно много – в зависимости от того, какая из школ собирала тексты.
«Дхаммапада» подчеркивает, что существует лишь один-единственный путь избавления от страданий и обретения счастья — путь собственных усилий, а наставления Будды основаны не только на моральных принципах, но имеют и практический смысл: Будда был уверен в том, что дурные поступки приносят страдания и неудобства тому, кто их совершает. «Глупцы, не желающие этого понимать, становятся величайшими врагами самим себе, потому что сеют семена зла, которые дают горькие плоды».
Будда не просто учил людей отказаться от дурных поступков, он поощрял их изменить свое поведение в лучшую сторону, ведь действия, совершаемые с любовью и состраданием, приносят истинное счастье и удовлетворение. Большинством из нас движут добрые намерения, но мы считаем, что им слишком трудно следовать. Будда же предложил нам метод усмирения ума и обретения контроля над своей деятельностью — пробуждение, вместе с которым приходит нирвана.
По материалам издания «Буддизм» / Александер и Аннелен Симпкинс; пер. с англ. Т.В. Голубевой. - М.: ООО Издательский дом «София». ISBN 5-9550-0622-2.