Есть ли в жизни что-то положительное, что нужно искать? Всё вокруг просто иллюзия или есть таки нечто большее, что можно найти? Если это «что-то» есть, то как это найти? Буддизм предлагает новый способ восприятия мира, который поможет человеку справиться со страданиями или возвыситься над ними, этот путь называется «нирвана».
Уникальность этого способа состоит прежде всего в самой логике буддизма. Вот взять, к примеру, ручку, обычную шариковую ручку – синюю или чёрную – неважно. Все мы знаем, что ею можно писать или рисовать, т.е. отображать свои мысли, скажем, на бумаге. Ручку можно описать – её внешний вид, качество письма и т.д., но наш собеседник чаще всего и так поймёт, что мы имеем в виду, говоря «ручка», т.к. ему уже знакомо это понятие, он знает, для чего предназначена эта ручка в частности и все ручки в общем. Однако, всякий раз мы используем только одну ручку, а не пишем сразу категорией ручек, в каковую входят все ручки на свете. Ручка, которой мы подписываемся в документах или записываем нужную информацию – одна, это реальный предмет, а не абстракция (как в случае с категорией ручек). В этом самом моменте заключается коренное отличие западного стиля мышления от мышления, принятого в буддийском учении.
Учение буддизма предполагает, что рассуждая таким образом мы постигаем не окружающий мир (пусть и в такой малости, как шариковая ручка), а лишь свои собственные мысли. Мы можем считать, что познавая одну категорию, мы познаём конкретный объект, но самом деле это не так и мы познаём лишь ту самую категорию и только. В этом состоит ограничительное свойство подобного сведения всего в категории. И писать человек может не только ручкой, но и даже, к примеру, собственным пальцем, обмакнув его в чернила.
Как только человек сбросит оковы и избавит свой ум от ограниченности, ему представится удивительное переживание, ибо категория ручек окажется иллюзией, а сама ручка не существует. Если нам нужно будет записать какую-либо информацию, сделать это можно, чем угодно. Сознание, как правило, пытается постичь ситуацию с очень узкой точки зрения, а просветление, наоборот, обещает освободить человека от этих рамок.
Ещё одна проблема заключается в том, что человек верит в истинность сиюминутных предположений и непременно на все времена. «Я никогда бы не сделал чего-то подобного» - брезгливо морщится один индивид. «Я в этом уверен на все 100% и думаю, что так будет всегда!» - восклицает другой. А на самом деле пройдёт не такое уж и большое время, как и тот, и другой забудут свои пламенные восклицания и сотворят что-то в духе того, от чего всегда открещивались что было сил.
Каждое мгновение и переживание являются вполне законченными и завершёнными – как только человек это поймёт и примет, то сможет перешагнуть через страдания и открыть в себе новый потенциал.
Открыть в себе новые возможности легко – на словах, т.к. нам всем изначально присуще просветление. По сути просветлением наполнена и наша повседневная жизнь, нужно только открыть это для себя, нужно только практиковаться. Медитация поможет открыть то, что уже есть – природу будды внутри нас, и в способности оживить эту природу состоит истинная мудрость.
Всё в мире уникально и совершенно само по себе, а также является неделимой частью единого целого. По словам Будды Вселенная – есть ум, а ум – есть Вселенная – в полном согласии с законами взаимопересечения и взаимодействия. Ум нельзя отделить от тела или от мира, но и мир (или тело) не существует в отдельности от ума. Мы существуем во множестве реальностей (на условном и абсолютном уровне бытия) и без нашей повседневности, друзей и работы мы бы не были теми, кем являемся. Но на одном только этом остановиться в описании личности нельзя, ибо мы есть и нечто большее. Без просветления мы бы не имели ни индивидуальности, ни какой-либо основы для нашего относительного существования – одно есть часть другого, а воедино обе этих части связаны Срединным путём.
Наиболее существенный элемент нирваны состоит в нашем сострадании к другим и тому, что происходит в относительном мире. В этом и состоит мирная гармония Срединного пути – в сострадательной любви к ближним и самим себе, и эта гармония не зависит от чего бы то ни было: ни от случайностей, ни от времени, ни от пространства.
Нирвана – вне любых рамок или границ и всё возможно, потому что ничто невозможно и каждое мгновение является новым.
По материалам издания «Буддизм» / Александер и Аннелен Симпкинс; пер. с англ. Т.В. Голубевой. - М.: ООО Издательский дом «София». ISBN 5-9550-0622-2.