Японцы – нация островная, поэтому умение плавать у них если не в крови, то хотя бы является жизненно важным умением и вызвано естественной необходимостью. Плавание для буси было именно искусством, которое изучалось в обязательном порядке и часто подкреплялось практикой в боях – поля сражений в Японии нередко разделяли на несколько частей реки, озёра, в некоторых случаях даже проливы, например, когда друг с другом воевали жители разных островов. Разумеется, простое пересечение водной преграды усугублялось для воинов необходимостью носить определённый набор доспехов и оружия, требования к которым обуславливались рангом буси.
В феодальной Японии существовало множество школ, в которых буси различных рангов обучались тем или иным воинским премудростям, были среди этих школ и те, в которых обучали именно плаванию в доспехах. Чаще всего такие школы были связаны с кланами, но часть из них сохраняла относительную автономность. Во всех школах обучали в основном технике плавания именно в тяжёлых доспехах (катцу-годзэн-оёги), но одна из школ – Кобо Рю – довела эти специализацию будзюцу до высшего уровня совершенства. Помимо плавания воины развивали свои способности использовать различные виды традиционного оружия, находясь при этом полностью в воде, также в программу обучения входили приёмы, позволявшие буси долгое время оставаться на плаву, не снимать доспехов и проплывать при этом довольно большие расстояния. После обучения в таких школах буси мог стрелять из лука, находясь полностью в воде, умел плыть со знаменем своего клана, прикреплённым к длинному шесту, мог вести бой в воде и под водой и др.
Помимо того, что школы будзюцу подразделялись в зависимости от выбранного оружия, школы, обучавшие искусству плавания в доспехах, специализировались на преодолении тех или иных водных преград в зависимости от их размеров, глубины, природы и т.п. Существовали школы, сосредоточившие своё внимание на переправах через горные реки (Мукаи Рю, Синдэн Рю). Некоторые из упражнений, выработанных в таких школах, были довольно специфичными, например, комплекс упражнений, разработанных в Мукаи Рю, выполнялся с применением бумажного веера, который нужно было всё время держать над водным потоком, осторожно зажав между пальцами рук или ног. Благодаря тренировкам и таким упражнениям воин, впоследствии сплавляясь по реке или переплывая озеро, мог писать или рисовать на листке бумаги, держа его левой рукой и рисуя, соответственно, правой.
Плавание в открытом море было коньком школы Канкаи, а как переправляться через озёра учили в школе Сасанума, которая находилась на южном острове Рюкю. Школа Канкаи в частности славилась приёмами плавания в положении полулёжа, когда буси передвигался с помощью мощных круговых движений ног. Нельзя забывать и о тайных школах гильдий и организаций ниндзя, чьи технические приёмы частично рассматривались в соответствующей статье.
Разумеется, среди школ этой отдельно взятой специализации, как и среди всех рю в целом, существовала жёсткая конкуренция и технические приёмы и методы одной школы тщательно охранялись от приверженцев всех прочих учреждений и от «простых смертных» тоже. В связи с этой традицией охранения тайн и секретов те воины, что хотели изучить приёмы и методы различных школ, были вынуждены отправляться в странствие по всей стране и проходить обучение в каждой школе в отдельности, причём зачастую такое обучение затягивалось на несколько лет.
Среди учеников и представителей различных школ проводились и соревнования, в которых они состязались друг с другом в своих сложных специализациях. До наших дней, к сожалению, сохранились лишь немногие из них, а основная часть «репертуара» рю военного плавания была вытеснена современными методами ведения боя на суше и в воде, а также ассимилировалась в тренировочных программах современного спортивного плавания.
По материалам издания «Тайны древних цивилизаций. Самураи» / Ратти О., Уэстбрук А.; пер. с англ. Д. Воронина. - М.: Изд-во Эксмо, 2006. ISBN 5-699-04611-9.