Страница: 1/8
Но сверх всего прочего, для нации, желающей поддержать величие своей империи, важно
совершенствовать навыки владения оружием как показатель своей славы и чести.
Фрэнсис Бэкон
Древние японцы, до того как стать профессиональными воинами, были охотниками и земледельцами.
Тем не менее, защитить себя при необходимости - с помощью оружия - они были готовы всегда. Если
нужно было выполнить указание свыше, добиться экономического преимущества, защитить репутацию
или честь группы, поднять престиж, а также просто в поисках приключений, японские бойцы с
доисторических времен собирались под знаменами армий. На почве локальных стычек вырастали
лидеры, а из их столкновений, в свою очередь, происходили национальные амбиции, для реализации
которых требовались воины с высоким уровнем подготовки.
Воины, известные как классические буси, вышли из тени между военной необходимостью и
экономико-социальными факторами, проявлявшимися по мере развития кризиса императорского правительства.
Уже в 9 веке н.э. истинно профессиональный воин сформировался в условиях военных действий и
клановой общественной структуры японского общества того времени. Он сделал оружие и боевые
искусства условием существования своего общества и научился использовать завоеванное кровью
преимущество.
В 10 веке военная профессия окончательно сформировалась как наследуемая привилегия. Более того,
каждый воин воспринимал поединок так же, как его предки: вполне вероятное событие в жизни
человека, частое в прошлом и неизбежное в будущем. Позже, в 12 веке, в условиях воцарившегося по
всей стране беззакония и коррупции, которой было поражено порочное правящее общество,
руководимое кланом Тайра, Минамото Ёритомо (1147-1199) собрал вокруг себя избранных сильных
буси из провинции. Он использовал их несомненную боевую мощь, чтобы свергнуть власть Тайра и
навести порядок в стране. Тем самым Ёритомо сделал буси бесспорными правителями страны.
Военное правительство (бакуфу) Ёритомо базировалось в Камакура, далеко от столицы - Киото. Это
было сделано правителем специально, с целью оградить своих воинов от влияния порочного
придворного общества. Он видел, как легкость придворной жизни очень быстро разрушила боевую
силу врагов - правителей Тайра и не хотел повторения ситуации, способствовавшей их свержению. Его
бакуфу, включая все административные и исполнительные органы власти, представляло собой
истинно военное правительство, основной задачей которого был контроль за дисциплиной и забота о
благосостоянии буси, пополнявших его ряды. Но несмотря на выраженную военную ориентацию,
правление Ёритомо не было лишено справедливости по отношению к другим. Период его правления
стал для японского народа коротким периодом процветания и мира, подобного которому раньше не
было.
Получив официальное одобрение Императора, утверждающее его на посту сёгуна (верховного
военного правителя, генералиссимуса), Ёритомо стал предводителем боевых сил Императора и
защитником его двора. Фактически он был абсолютным правителем Японии.
Сёгун Ёритомо объявил, что все его последователи должны происходить из рода Минамото. Он начал
строить систему власти, соответствующую принципу прямого наследования. Ёритомо располагал
хорошей психологической базой для такой системы: ее формированию способствовали национальные
особенности японского народа, такие как политическое подчинение вождю, признание
исключительного значения групповой солидарности, допущение социального и политического
неравенства, высокое уважение к боевым заслугам и признание необходимости подчинения и верности
подданых своему правителю.
Однако, провинциальные буси, собранные Ёритомо, составляли неоднородное и неупорядоченное
сообщество, сложную смесь бойцов, для которых мысль об объединении кланов в централизованную
систему была абсолютно чуждой. Кроме того, понятия преданности правителю практически не
существовало: в отличие от немногих избранных буси, которые имели привилегию служить в охране
при дворе, провинциальные буси не придавали особого значения существованию императора. В
основном это были представители аристократических семей из восточных сельскохозяйственных
районов Японии, где практически отсутствовали законы. В северной части этого района необходимость
защиты от возможного нападения со стороны Айну сделала необходимым развитие боевых искусств.
Расчет на собственные силы сделал этих людей независимыми от государства. Поскольку у
провинциальных буси были одни и те же убеждения, касающиеся как повседневной жизни, так и
боевых действий, они все уважали традиции древнего кланового общества, в частности необходимость
глубокой преданости. Между этими буси и теми, кто стоял сразу над ними, не было принципиальный
различий, поскольку лидеры буси обладали большим умом и выдающимися боевыми качествами.
Многие из провинциальных буси действительно были храбрецами, хотя попадались и трусы.
Встречались буси, способные на огромный риск во имя чести и славы. Храбрость, верность и
честность буси были выражены, при сильном чувстве солидарности и высокой морали, настолько
глубоко, что большие группы, иногда целые кланы, могли умереть, защищая свои идеалы.
Ёритомо восхищался прекрасными качествами своих воинов и предъявлял к ним большие требования.
Он знал, что для поведения многих буси того времени было характерно невыполнение обещаний,
неподчинение начальникам, переход на вражескую сторону, решающий исход боя, и преобладание
корыстных интересов над преданностью. Поэтому Ёритомо проявлял величайшую осторожность по
отношению к провинциальным буси. В то же время, он никогда не рассчитывал на чисто моральную
основу верности буси и всегда награждал своих воинов за достойную службу, предоставляя им новые
владения или подтверждая права на владения уже имеющиеся.