Страница: 1/3
На них кровь с двух сторон
Шекспир
Кэндзюцу
Классический воин, который не расставался со своим мечом, неизбежно должен был отдать мечу
основное предпочтение как главному средству своей боевой подготовки. Как несомненно
свидетельствуют японская мифология, а также ритуалы религии Синто, в том числе церемония
утверждения верховного правителя, меч был основным оружием в стране и использовался как для
боевых, так и для церемониальных целей.
Японские знания об изготовлении металлических клинков были развиты минимум за два века до
начала нашей эры. Самые лучшие мечи персонифицировали и даже обожествляли, и этот обычай
сохранился до сих пор. Имена им подбирали не менее тщательно, чем людям - их владельцам. Многие
мечи объявлялись ками (божественными созданиями) в знак признания божественных свойств и
выдающихся качеств, которыми они, как верили, должны обладать. В японской литературе есть
истории о чудесных мечах - ками - которые порождали других ками, о мечах, существующих сами по
себе и даже путешествующих по морям, о мечах, чудесным образом покидающих свои ножны, чтобы
попасть в руку владельца в момент опасности, о мечах, наказывающих за профанацию болезнями и
смертью, и о мечах, исцеляющих болезни и слышащих молитвы. До сих пор восхождение императора
на трон не может считаться законным без владения Сансю-но Синки, тремя священными
сокровищами, одно из которых - известнейший японский меч, принадлежащий императорской семье и
называемый Кусанаги-но Цуруги.
Разработка эффективного стального меча конкретно японского стиля - Нихон-то, была
непосредственно связана с появлением профессиональных воинов. Первым японским кузнецом,
начавшим делать мечи такого типа - с изогнутым заточенным с одной стороны клинком, традиция
считает мастера Амакуни (около 700 года н.э.). Такой тип меча стал стандартным и предпочитался
всеми воинами.
Имея стандартный меч, классический воин, естественно, сделал его своим основным оружием и
разработал методы его наиболее эффективного использования. Эти методы, объединяемые
названием кэндзюцу - искусство работы с мечом - стали основой и получили преобладающее место в
развитии боевых навыков буси. На основе изучаемой техники кэндзюцу воин учился пользоваться и
другими видами оружия, которые могли использоваться в поединке. Кэндзюцу стало средством
развития энергетики и гимнастической боевой подготовки, а также средством развития правильного
восприятия и совершенствования координации движений.
Обучение навыкам оценки боевой дистации (ма-ай) и слабых мест противника (суки), а также принципу
достижения физического и морального превосходства над противником (зансин) в используемой в
кэндзюцу работе с партнером (сотай рэнсю) способствовало повышению моральной стойкости,
уверенности в своих силах, уверенности ведения боя. В то же время, кэндзюцу было подготовкой к
смерти, поскольку способность умереть достойно с точки зрения боевой гордости ценилась не ниже,
чем победа в поединке.
В кендзюцу в основном работают с мечом, уже вынутым из ножен, поэтому предусматривается манера
поведения, во всех отношениях жесткая и агрессивная, угрожающая и демонстрирующая силу.
Основное оружие в кендзюцу - нодати. При достижении определенного уровня подготовки
занимающийся может также работать с коротким мечом - кодати, а также с двумя мечами, обычно
длинным и коротким, которые могут использоваться как поочередно (нито) так и одновременно (рёто).
Кэндзюцу можно найти в документах более чем пяти тысяч рю. Первая из известных рю, развивающая
кэндзюцу - это Тенсин Сёдэн Катори Синто Рю, которую основал в 15 веке Тойсай Изаса Иэнао