Хорошего лучника узнают не по стрелам, а по попаданию в цель
Томас Фуллер
Упоминания о луке и стрелах как об оружии и как о церемониальных принадлежностях можно найти в
самых ранних исторических документах Японии - эти упоминания связаны с мифологией. В древние
времена использование лука и стрел носило в основном церемониальный характер, но ко времени
формирования класса профессиональных воинов лук стал первым оружием войны. Сформировались
две основные традиционные системы, соответствующие специализации на стрельбе из лука всадников
и пеших воинов.
Хотя влияние континентальной Азии прослеживается в церемониальном использовании лука и стрел,
конструкция японского лука достаточно отличается. Лук не симметричен - примерно две трети его
находятся выше головы стреляющего лучника. Такая конструкция длинного лука исходно рассчитана
на конного лучника, поскольку поединки в древней Японии были в основном поединками всадников.
Кюдзюцу - искусство стрельбы из лука cтавило основной задачей обучение меткой стрельбе у условиях
поединка. Необходимые для этого навыки строились не только на освоении техники, но и на
правильном и сбалансированном сочетании умственных и физических качеств. Древнейшие формы
кюдзюцу соответствовали агрессивному боевому искусству. Но по мере уменьшения роли лучников, что
было связано сначала с преобладанием ближнего боя, а затем - с появлением огнестрельного оружия,
в практическом применении кюдзюцу возросла роль защитного аспекта. Тем не менее, значение
кюдзюцу для боевой подготовки и развития дисциплины сохранилось, и оно продолжало оставаться
важным средством развития и укрепления духа воина.
Первая основ кюдзюцу - это отработка воином югамаэ - правильного положение для стрельбы, без
которого эффективное использование лука невозможно. Хотя это положение несколько различалось
для конного и пешего воина, в основе лежали одни и те же принципы. В обоих случаях целью было
добиться проявления физического и умственного превосходства стрелка (зансин) над врагом. Это
состояние превосходства следовало сохранять и после пуска стрелы. На начальной стадии подготовки
воин выпускал тысячи стрел в специальную цель с расстояния всего 1-2 метра. Только добившись
правильной стойки и четкого попадания он начинал увеличивать дистанцию. Владение методом
непрерывной стрельбы - инагаси было показателем высшей степени мастерства пешего воина: при
такой стрельбе надо было часами непрерывно поддерживать полет стрел - это могло оказаться
полезным, когда надо было помешать врагу занять определенную позицию. Для конных лучников
показателем высшего уровня мастерства был ябасаме - секретный ритуал, включающий стрельбу в
цель на полном скаку.
В историческом плане первой школой кюдзюцу была Нихон Рю. К 15 веку на ее основе были созданы
еще шесть крупных рю.