Страница: 1/2
Даже при том, что классическое будзюцу было создано ограниченным слоем феодального общества
Японии и для ограниченного круга, будет ошибочным считать, что его направления разработаны и
предназначены исключительно для Японцев.
Сейчас в 20 веке, многие рю классического будзюцу продолжают работать. В своем современном
образе эти рю выступают хранилищами культурных ценностей, таких как верования, традиции и
системы практических занятий. Эти ценности могут оказать облагораживающее влияние на
современного человека, способствовать улучшению его взаимоотношений с окружающими.
Одна из основных причин, способствующая сохранению классическими рю их исключительной
выживаемости на протяжении долгой истории состоит в том, что очень важное значение всегда
придается концепции накаима, которую понимают как "единство прошлого и настояшего" или
"бесконечность настоящего". Поэтому, несмотря на изменчивое и мощное влияние потока времени,
разрушающего все, классические боевые дисциплины практически не меняются, ни с точки зрения
изучаемых форм, ни по своей изначальной природе. Тем не менее, есть ряд важных моментов,
которые должны понять те, кого привлекают классические боевые искусства и кто хочет ими
заниматься.
Классическое будзюцу недоступно для широких масс - как японцев, так и иностранцев, по той простой
причине, что ведущие мастера рю, выбирая учеников из большого числа желающих, руководствуются
критериями качества, а не количества. Члены классической рю обладают врожденным чувством долга,
а также сильным чувством внутренней связи, близкой к отношениям в семье. Кроме того, система их
восприятия такова, что служба прошлому понимается как признательность настоящему и как
ответственность за будущее.
Все те, кто изучает классическое будзюцу в современных условиях, твердо убеждены, что личная
польза, получаемая ими от выбранного занятия непосредственно относится к современной жизни, и не
требуется вносить изменений в то, чем они занимаются. Соответственно, они должны быть
убежденными консерваторами, способными решительно отказаться от изменений, навязываемых
силой или предлагаемых модой. Это достигается изоляцией рю от влияния идей, не соответствующих
ценностям и нормам классического воина. Современный ученик решительно убежден, что в любом
возрасте можно использовать специальные навыки для повышения самодисциплины, для развития
самоуважения за счет следования кодексу чести, для простой жизни, позволяющей поддерживать
умственное и физическое здоровье и развивать сотрудничество с другими членами общества.
Кандидат, собирающийся присоединиться к рю классического будзюцу, должен понимать, что доступ к
рю означает установление контакта с одним из важнейших проявлений национального этноса Японии.
Если кандидат не воспринимает и не поддерживает всем сердцем интересы рю, если он не имеет и не
проявляет глубокого уважения к японским верованиям и обычаям - ни одна из классических рю ни при
каких обстоятельствах его не примет.
Кандидат должен быть представлен и рекомендован ведущему мастеру рю, к которой хочет
присоединиться. Эти формальности нельзя обойти. Здесь должен помочь кто-то, кого хорошо знает и
кому доверяет мастер. Даже после указанных формальных действий скорее всего кандидату будет
предложен испытательный срок, в период которого будет проверяться его решимость и возможности с
точки зрения занятий боевым искусством. Только после этого возможен прием в число учеников. Здесь
необходимо сказать о требованиях, предъявляемых к кандидату. Современные мастера рю
классического будзюцу обычно происходят из наиболее известных японских воинских семей - буке.
Соответственно, получают предпочтение кандидаты, имеющие такое же происхождение. Кандидаты -
военные или защитники закона по профессии также имеют преимущество, поскольку хорошо знакомы с
дисциплиной.
Наконец, подходящим кандидатом считается тот, кто независимо от своего происхождения и
профессии соответствует образу жизни классического воина. При этом от всех кандидатов требуется
внутренняя собранность и отношение к жизни, показывающее сильный характер.
Считаются обязательными такие личные качества как храбрость, честь и верность, а также
эмоциональная устойчивость, уважение к вышестоящим, чувство национальной гордости и
добровольное подчинение строгой дисциплине. (За время, прошедшее после издания первого издания
этой книги в США (1973 г.) многое изменилось. Мода на классические боевые искусства сделала их
значительно более доступными, в частности для неяпонцев. Та же мода вызвала появление новых
ветвей и направлений старых школ и изменения исходной техники.)