Название:
Гибли, эпизод 2
Ghiblies
Giburiizu
Ghiblies ep.2
ギブリーズ episode 2
ギブリーズ
Производство: 2000 год
Тип аниме: короткометражный фильм
Трансляция: c 08.04.2000 по 19.07.2002
Режиссёр: Момосэ Ёсиюки / 百瀬義行
Нестандартное для Дзибли аниме, рассказать о котором будет посложнее, чем о любом другом фильме этой знаменитой студии. Представьте себе тарантиновское «Криминальное чтиво» на японский манер, без стрельбы, ненормативной лексики и на производственную тему. Невозможно? А вот Гибли опять делает невозможное возможным.
Это режиссерский и «сценарический» дебют Момосэ Ёсиюки. Из известных работ этой студии, в которых он принимал непосредственное участие, можно упомянуть «Капельки воспоминаний», где он занимался раскадровкой и дизайном. Отсюда и родство с некоторыми комедийными работами Исао Такахаты, одного из отцов-основателей Гибли.
Аниме состоит из четырех коротких новелл и музыкальной связки между двумя из них, объединенных общими героями. Действие в них происходит на известной любителям японской анимации студии Гибли. В чем-то эта пародия аниматоров на самих себя, где-то на некоторые аниме и фильмы других студий.
Часто можно услышать мнение об Эпизоде как об аниме, которое было сделано аниматорами студии как развлечение в минуты отдыха и опробование новых для студии технических приемов. Не могу сказать, насколько такое утверждение соответствует истине. Мне сложно представить, как японцы, словно в каком-то советском НИИ от нечего делать мастерят, в минуты отдыха, дружескую пародию на самих себя. Особенно при каторжности труда аниматоров и большой загрузки студий. Если и так, то зрителям достался уже качественный доработанный продукт.
Скорее все же это проект, задуманный специально для фанатов студии. И этому есть много подтверждений. Все действующие лица – знаменитые и не очень работники студии Гибли и персонажи мультфильмов. Здесь и любимая Миядзаки свинья, без которой обходится его редкая манга (Вы же знаете, что он себя изображает в виде свиньи?), кошка а-ля Кики из «Ведьминой почты» (ей или ему приходиться здесь несладко…). Да и артбук, вышедший вслед за аниме подтверждает что и коммерческой стороне дела никто не забыл…
На нестандартность фильма для студии, указывает уже вторая заставка, органично, добавленная к традиционному гиблиевскому Тотору.
С точки зрения содержания – это отдельные истории, с мелькающими то тут, то там знакомыми лицами работников студии. Юмор фильма мягкий и ненавязчивый. В этом, и ещё в дизайне, он близок фильму «Мои соседи семья Ямада» Такахаты, да и технически одна из новелл выполнена в компьютерно-акварельном стиле этого фильма. Нельзя сказать, что смотрится он на одном дыхании, но и вопроса, а что собственно происходит на экране, не возникает.
Первая история это чистый «action» на тему поедания карри во время обеденного перерыва в забегаловке, от которой у японского Онищенко, наверное, случился бы инфаркт. В ней преобладает черный юмор.
Затем следует музыкальная разминка, в которой среднее поколение узнает пародию на некоторые группы некогда популярные на ТВ.
Вторая – обычная история, случившаяся в метро. О подобных ситуациях в своей жизни может, наверное, вспомнить каждый. Здесь главенствует мягкая доброжелательная ирония.
Третья – история первой любви. Ностальгические грусть о времени, которого не вернешь, но будешь помнить всю жизнь.
Четвертая история самая простая с точки зрения диалогов, но загадочная в визуальном ряде. Просмотрев ее внимательно Вы узнаете, как ходят, не замочив ног, что на студии работает много нелюдей и зададитесь вопросом – откуда на крыше здания студии взялся гигантский череп какого-то рогатого парнокопытного? Настроение новеллы? Если Вам приходилось уходить под благовидным предлогом пораньше с работы – то и сами с усами.
Сама манера рисования меняется от новеллы к новелле. Вы уже встречали ее в фильмах студии, но есть все же и некоторые приемы никогда ранее не использовавшиеся.
Чуть не забыл - музыка, как всегда в фильмах этой студии, великолепна: от нервного джаза до расслабленной лирической музыки.
Вы любите фильмы Гибли? Тогда в этих новеллах Вы найдёте все то, за что они Вам так нравятся. Вы считаете фильмы студии скучной классикой? Тогда аниме поразит и понравится нелинейностью сюжета и бытовым сюрреализмом. Вы никогда не смотрели фильмы от Дзибли? Тогда начинать с этого аниме не стоит – половина аллюзий останется за кадром.
В, общем, получился специфический продукт, как сыр бри. Кто-то от него будет в восторге, а кто-то, возможно, будет несколько разочарован.
|