Страница: 1/3
Современная система школьного и институтского образования в Японии берёт своё начало в событиях времён Реставрации Мэйдзи, когда японские реформаторы обратились к идеям Запада и начали активно их использовать и насаждать в своей стране – во благо нации, конечно же. Нельзя однозначно утверждать, была ли их деятельность только с негативным или позитивным оттенком, т.к. в последствиях, которые мы наблюдаем в Японии сейчас, есть как свои плюсы, так и минусы.
Одним несомненным плюсом, доставшимся современным японцам от деятельности лидеров Мэйдзи, является система всеобщего образования. При организации 2 сентября 1871 года Министерства образования реформаторы руководствовались разными побуждениями. Ито Хиробуми, к примеру, считал, что без образованного населения Япония не сможет достичь Просвещённости и Цивилизации, а вот Ивакура Томоми полагал, что народное образование необходимо, чтобы воспитывать будущих лидеров нации. Разная мотивация, но итог один – народному образованию быть! И вот 4 сентября 1872 года было провозглашено Предписание об образовании, согласно которому Япония делилась на 53760 начальных и 256 средних школьных округов. Также Предписание объявляло о создании 8 университетов и вводило обязательное четырёхлетнее начальное образование для каждого маленького японца.
Были в Предписании указаны и цели такого рода деятельности. С одной стороны в документе подчёркивалось, что люди должны рассматривать школу как средство достижения личного успеха и продвижения в жизни, а с другой – на более глобальном уровне – новая система образования должна способствовать появлению высокоморальных патриотов, которые в итоге помогут обществу и своей стране в создании единой, современной и мощной нации.
Министерство образования развило чрезвычайно бурную деятельность, благодаря чему уже к середине 1870-х гг. несколько сотен тысяч мальчиков и молодых людей посещали начальные и средние школы. Здесь возникла двоякая ситуация: с одной стороны на благо правительства и его желаний работало наследие сёгуната – школы упразднённых доменов стали средними общеобразовательными школами, а частные академии и старые школы теракоя превратились в школы начального уровня, плюс ко всему остались сами школьные здания, а самое главное – остался костяк опытных учителей. Да и само население восприняло идею всеобщности образования спокойно и с одобрением в силу того, что на протяжении правления сёгуната и самураи, и простолюдины воспринимали обучение в школе как одну из составляющих обычной жизни.
С другой стороны, даже в 1880-х гг. школы посещало только 60% мальчиков и 20% девочек – до чего же непривычно смотреть на такие цифры современному человеку, особенно жителю развитых стран. Помимо такой довольно низкой посещаемости наблюдалось типичное расслоение «город – деревня»: городские жители куда охотнее получали образование, да и уровень предоставляемого образования на периферии оставлял желать лучшего. Также наблюдалась интересная тенденция: в разных школах ученики изучали разные предметы, т.е. не существовало единой образовательной программе, согласно которой учителя могли бы работать. Не существовало и учебников, соответствующих требованиям времени – во многих школах учились ещё по средневековым пособиям, а некоторых учеников по-прежнему заставляли зубрить классические конфуцианские тексты.
И ещё одной весомой проблемой, вставшей на пути просвещения, стали конфуцианские традиционалисты, которые протестовали против насаждения «безответственных теорий, порождающих неспособных чиновников и малодушных граждан», а также против западных этики и морали, которые преподавались в новых школах. Традиционалисты считали, что суть образования должна быть заключена в великих принципах, приведённых в наставлениях предков и в классических трудах, в частности, трудах того же Конфуция. Эти идеи и высказывания нашли отклик у олигархов того времени и лидерам Мэйдзи пришлось в срочном порядке предпринимать контрмеры и заняться поиском путей создания такого общества, которое бы служило опорой правительству. В частности, начался новый виток пропаганды военной подготовки, в ногу с которым шла пропаганда образования. Реформаторы считали, что только образование в состоянии привить людям чувство патриотизма, для чего в школах в обязательном порядке изучали родной язык и историю, а также ряд других предметов.
Контрмеры, разработанные реформаторами, были закреплены в Императорском рескрипте об образовании (1890 г.), который гласил, что основной задачей образования является прививание гражданам традиционных ценностей. Вот несколько цитат из этого документа:
1. Будьте почтительными по отношению к своим родителям [и] любящими по отношению к вашим братьям и сёстрам.
2. Содержите себя в скромности и умеренности, распространяйте свою благожелательность на всё. Стремитесь к знаниям и культивируйте искусства и таким образом развивайте интеллектуальные способности и моральные качества.
3. Всегда уважайте Конституцию и подчиняйтесь законам. В случае возникновения угрозы, отважно жертвуйте собой ради государства. Охраняйте таким образом и поддерживайте процветание Нашего Императорского Трона, возникшего одновременно с небом и землёй.
Последний пункт из перечисленных призывал к описанным действиям непосредственно молодёжь.