Записи пятидворок за 15 год кёхо (1730), совершенные на основании законов.
Провинция Мусаси[
1]
, уезд Эбара, деревня Кугахара[
2]
1. Строго соблюдать ранее изданные распоряжения. Законы не нарушать. Все, и самые низшие (симодзимо) в том числе, обязательно должны быть благоразумны. Что касается пятидворок, то в городах[3] составлять союзы из домов, стоящих рядом, в деревнях — из ближайших один к другому[4] домов. Записать богатых и малоземельных крестьян, а также мидзуномибякусё[5] проверить всех, вплоть до детей самых низших.
Если из-за плохой проверки кто-либо совершит недостойный поступок, то за это отвечает пятидворка. Если же есть нарушители (законов), кои сговорились между собой, то об оных доносить.
Примечание. Когда в деревне по какому-либо поводу собираются сходы, то все дела нужно решать беспристрастно и справедливо.
2. Родителей нужно почитать, хозяев уважать. Если в деревне[6] есть лица, с радением выполняющие сыновний долг, или помощники в нужде, или из года в год живущие хорошо, по правилам, то о таковых надо докладывать.
3. Каждый год не позднее 3-й луны надлежит представлять записи о вероисповедании (населения). Если есть люди, исповедующие запрещенную религию (христианство), докладывать о них незамедлительно. Охранять (написанные) на доске для распоряжений указы по поводу религий. Со вниманием проверять каждого человека. После того как записи о вероисповедании уже закончены, вновь нанимаемые слуги и другие лица (не включенные в списки) должны представлять свидетельства о приписке к храму.
Примечание. Если доска для распоряжений повреждена, доложить. Если же повреждены навес от дождя и ограда, то спешно починить.
4. Тех, кто отказался от христианства, надлежит записать вместе с их семьями и доложить о них. Если кто-либо из таковых женится и поселится в деревне, то если даже он (потом) перейдет на жительство в другое владение, все равно надо сразу же докладывать.
5. Сменять людей на должностях не только старост, — это само собой разумеется, — но даже старших пятидворок (кумигасира) путем тайного сговора не разрешается. Надлежит с жалобами по этому поводу обращаться к нам и ждать указаний.
6. Необходимо ставить печати в записях о вероисповедании и в записях пятидворок. Если нужно по какой-либо причине заменить печать, то староста (сёя) и его помощник (тосиёри) испрашивают позволение в якусё и предъявляют печать. Малоземельные крестьяне должны обращаться к старосте или помощнику старосты. Если кто переменил имя, нужно сразу же доложить и вписать измененное имя в записи вероисповедания и в записи пятидворок.
Примечание. В случае отлучки по казенным делам печать не забывать, надлежит идти с печатью. А если по неотложному делу кто-либо идет вместо другого, то порученную ему печать он должен оберегать и обращаться с нею осторожно.
7. Запрещается бессрочная купля-продажа суходольных и заливных полей и лесов. Заклад ограничивать 10 годами. Староста и пятидворка должны ставить печати на закладных документах. Если взявший землю в залог обрабатывает ее, а исполняет все повинности и платит подати хозяин земли, то этого разрешать нельзя, ибо землей хозяин не пользуется.
Примечание. Если при закладе полей на договоре нет печати старосты, то сделка недействительна. Если же печать старосты и хозяина земли есть, то кроме старосты должен приложить свою печать и его помощник. Заклад считается недействительным, если указанные правила нарушены и начнутся недоразумения.
8. Ни при каких обстоятельствах нельзя закладывать владения храмов, т.е. земли, на которые есть документы с красной печатью (госюинти), а также не облагаемые податью земли (дзёти) и другое, подобное имущество.
9. Запрещается не только покупать, но и брать в залог или на хранение одежду, утварь, металлические предметы и украшения, вещи, место приобретения которых неизвестно. Если даже эти вещи и не вызывают подозрения, все равно без поручителя принимать их в заклад нельзя.
10. Староста, его жена и дети могут носить одежду из чесучи, хлопчатобумажных тканей или из шелка; простые же крестьяне не должны носить ничего, кроме холста и хлопчатобумажных тканей. Они не должны также носить оби из узорчатого атласа и из другого шелка. Не следует допускать неподобающей роскоши в постройке домов и их убранстве.
Примечание. Ни мужчинам, ни женщинам при езде верхом не пользоваться седлом.